Постановление Главы администрации муниципального района "Боровский район" от 10.12.2014 N 3372 "О программе повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования муниципального района "Боровский район" на период до 2018 года"



КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "БОРОВСКИЙ РАЙОН"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. № 3372

О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "БОРОВСКИЙ РАЙОН" НА ПЕРИОД ДО 2018
ГОДА

В соответствии с пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года", пунктом 3 постановления Правительства Калужской области от 04.08.2014 № 454 "О Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Калужской области на период до 2018 года"
ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования муниципального района "Боровский район" на период до 2018 года (приложение).
2. Органам местного самоуправления муниципального района руководствоваться положениями Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования муниципального района "Боровский район" на период до 2018 года при реализации муниципальных программ муниципального образования муниципального района "Боровский район", а также при подготовке проектов нормативных правовых актов муниципального образования муниципального района "Боровский район".
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возлагаю на заместителя Главы администрации по экономике и финансам - заведующего отделом финансов Горячеву А.В.

Глава администрации
Г.С.Новосельцев





Приложение
к Постановлению
Главы администрации
муниципального образования
муниципального района
"Боровский район"
от 10 декабря 2014 г. № 3372

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "БОРОВСКИЙ
РАЙОН" НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования муниципального района "Боровский район" на период до 2018 года разработана с учетом программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р, программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Калужской области на период до 2018 года, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 04.08.2014 № 454.

I. Цель, задачи и условия реализации программы

Ответственное, эффективное и прозрачное управление муниципальными финансами является необходимым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации социальной сферы муниципального образования муниципального района "Боровский район".
Сформулированные на федеральном уровне в программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года и, соответственно, в программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Калужской области на период до 2018 года цели, задачи и направления дальнейшего совершенствования системы управления общественными финансами будут реализовываться в муниципальном образовании муниципального района "Боровский район" в рамках программы повышения эффективности управления муниципальными финансами в муниципальном образовании муниципального района "Боровский район" на период до 2018 года (далее - Программа).
Выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить выход системы управления муниципальными финансами на качественно новый уровень для содействия в достижении стратегических целей развития муниципального образования муниципального района "Боровский район".

Необходимость разработки, цель и задачи Программы

Развитие бюджетной системы в муниципальном образовании муниципального района "Боровский район" осуществлялось в рамках бюджетных реформ, проводимых на федеральном уровне.
Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
- повышение роли местного бюджета в решении вопросов обеспечения роста экономики муниципального района, дальнейшего расширения инновационного и инвестиционного путей его развития;
- обеспечение увязки стратегического и бюджетного планирования;
- повышение эффективности деятельности органов муниципального района по организации оказания (выполнения) муниципальных услуг (работ);
- реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов;
- совершенствование муниципального финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
- обеспечение дальнейшего повышения качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
- повышение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
Общими предпосылками для достижения цели и решения задач Программы являются долгосрочная устойчивость и сбалансированность местного бюджета.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках деятельности соответствующих главных распорядителей средств бюджета муниципального образования муниципального района "Боровский район" и их подведомственных учреждений.
Выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить выход системы управления общественными финансами в муниципальном районе на качественно новый уровень для содействия в достижении стратегических целей развития района.

Обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета
муниципального образования муниципального района "Боровский
район"

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования муниципального района "Боровский район" является важнейшей предпосылкой для сохранения экономической стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности, основанной на инновационном развитии, создания рабочих мест для производств, требующих кадров высокой квалификации.
Переход к формированию местного бюджета на основе муниципальных программ предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджета муниципального образования муниципального района "Боровский район" в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного распределения имеющихся средств. Тем самым будет реализована возможность создания прочной основы для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации всех ресурсов на важнейших направлениях деятельности.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования муниципального района "Боровский район" необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям:
1. Разработка и реализация бюджетной стратегии муниципального образования муниципального района "Боровский район".
Бюджетная стратегия муниципального образования муниципального района "Боровский район" (далее - Бюджетная стратегия) будет разрабатываться на основе планируемой к принятию Бюджетной стратегии Российской Федерации, Бюджетной стратегии Калужской области. Предполагается, что Бюджетная стратегия будет представлять собой документ, включающий долгосрочный прогноз основных параметров бюджета муниципального образования муниципального района "Боровский район", факторов и условий формирования и реализации основных направлений бюджетной политики, основных параметров финансового обеспечения муниципальных программ с учетом целей, параметров и условий социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Боровский район" до 2030 года.
Основной ее целью является определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития муниципального района в долгосрочном периоде.
2. Проведение взвешенной долговой политики по привлечению заемных средств.
Структура муниципального долга муниципального образования муниципального района "Боровский район" должна быть оптимизирована по видам заимствований и срокам их погашения.
Одной из основных задач является минимизация банковских заимствований и расходов на обслуживание муниципального долга.
Обеспечению устойчивости и сбалансированности муниципального бюджета должно способствовать принятие мер по улучшению администрирования доходов и проведение взвешенной политики по установлению налоговых льгот.
Неэффективные налоговые льготы и налоговые льготы с низкой бюджетной и социальной эффективностью должны быть отменены либо не должны приниматься.
Кроме того, в целях обеспечения устойчивости бюджета муниципального образования муниципального района "Боровский район" и поддержания его сбалансированности необходимо соблюдение требований бюджетного законодательства, высокое качество организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании муниципального района "Боровский район".

II. Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения
программно-целевых методов управления

Внедрение программного бюджета наряду с изменением порядка составления, утверждения и исполнения бюджетов и системы бюджетной отчетности предполагает внедрение новых форм и видов муниципального финансового контроля.
Необходимо отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей муниципальных программ. Таким образом, муниципальные программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязывается стратегическое и бюджетное планирование.
В то же время при реализации Программы необходимо исходить из того, что сам по себе программный бюджет создает лишь необходимые предпосылки для полномасштабного внедрения программно-целевых методов деятельности органов местного самоуправления муниципального района. Эффективность программного бюджета как одного из инструментов реализации муниципальной политики будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления.

Развитие муниципальных программ как основного инструмента
повышения эффективности бюджетных расходов

В 2013 году на муниципальном уровне в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативным правовыми актами Калужской области были сформулированы, закреплены в нормативных правовых актах муниципального образования муниципального района "Боровский район" и применены на практике основные методологические подходы к формированию муниципальных программ.
Практика формирования муниципальных программ выявила следующие проблемы и ограничения:
1. Отсутствие правовой основы для системной организации процесса стратегического планирования.
Муниципальные программы разработаны в условиях, когда проводилась разработка проекта федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и окончательно не были сформированы единые подходы к организации процесса стратегического планирования, предполагающие в том числе определение на всех уровнях управления состава документов стратегического планирования, четкое определение последовательности их разработки и взаимосвязи, а также финансового обеспечения их реализации.
Представляется целесообразным все направления муниципальной политики реализовывать в рамках соответствующих муниципальных программ, выступающих в качестве программно-целевых инструментов, в том числе бюджетного планирования.
2. Отсутствие долгосрочного прогноза социально-экономического развития и Бюджетной стратегии, утвержденных на муниципальном уровне, методических рекомендаций о разработке муниципального долгосрочного прогноза социально-экономического развития и Бюджетной стратегии.
Разработка и утверждение муниципальных программ осуществлялись в условиях, когда среднесрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Боровский район" и трехлетний местный бюджет не позволяли располагать информацией о ресурсных возможностях муниципальной бюджетной системы за пределами среднесрочного периода.
В этой связи разработка Бюджетной стратегии муниципального образования муниципального района "Боровский район" на период до 2020 года, определяющей предельные расходы местного бюджета на реализацию муниципальных программ на основе прогноза основных бюджетных параметров, становится актуальной задачей по переходу к долгосрочному бюджетному планированию.
Разработка долгосрочного прогноза социально-экономического развития и долгосрочной Бюджетной стратегии затрудняется во многом из-за методологической зависимости от решений, принятых на федеральном уровне, связанной в том числе с отсутствием рекомендаций по разработке таких документов.
3. Не до конца проработаны вопросы встраивания в муниципальные программы уже существующих инструментов программно-целевого планирования (ведомственных целевых программ, "дорожных карт"), а также соотношения муниципальных программ с отраслевыми, межотраслевыми и территориальными документами стратегического планирования.
Решение проблем и снятие сложившихся ограничений на всех уровнях управления предполагается осуществить путем реализации следующих предложений:
1. Осуществление на муниципальном уровне долгосрочного бюджетного планирования. Для этого необходимо на основании соответствующих рекомендаций федерального уровня разработать и утвердить долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Боровский район" и на его основе Бюджетную стратегию, в которой будут определены предельные объемы расходов по каждой муниципальной программе на весь срок реализации. Объем бюджетных ассигнований по муниципальным программам должен определяться в рамках объективных возможностей соответствующего бюджета с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов их реализации.
2. В целях повышения финансовой самостоятельности ответственных исполнителей муниципальных программ представляется оправданным расширение их прав в распределении общего (доведенного) объема бюджетных ассигнований по подпрограммам, основным мероприятиям, ведомственным целевым программам и соисполнителям, участникам муниципальных программ. Ответственные исполнители должны иметь возможность влияния на объемы финансового обеспечения реализации тех или иных мероприятий, в том числе перераспределения бюджетных средств между мероприятиями (соисполнителями, участниками), с определенными ограничениями.
Для реализации данного направления необходимо использовать существующие юридические возможности закрепления полномочий ответственных исполнителей муниципальных программ в рамках бюджетного процесса как на стадии формирования проекта решения о бюджете, так и на стадии исполнения бюджета.

Развитие системы муниципального финансового контроля

На этапе планирования проведения проверок, ревизий и обследований органы внутреннего муниципального финансового контроля должны проводить комплексный анализ информации, связанной с недостатками и нарушениями в финансово-бюджетной сфере.
Переход к программному бюджету требует усиления контроля за выполнением муниципальных программ, а также оценки результативности их исполнения.
Органы внутреннего муниципального финансового контроля обладают полномочиями по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ с применением мер ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Организация контроля за реализацией муниципальных программ позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также позволит получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ.

III. Упорядочение структуры управления финансовыми ресурсами
муниципального образования муниципального района "Боровский
район"

Управление доходами муниципального образования
муниципального района "Боровский район"

Существенным элементом повышения эффективности муниципалитета является политика в области формирования и администрирования доходов бюджета муниципального образования муниципального района "Боровский район", в том числе при реализации муниципальных программ.
При использовании для этих целей налоговых инструментов основное внимание необходимо уделить:
- количественной оценке налоговых инструментов, включая объемы бюджетных средств, направляемых на те или иные программы, выпадающие доходы от применения различных налоговых льгот и освобождений, пониженных или повышенных налоговых; ставок, иных налоговых преференций, имеющих стимулирующий характер и направленных на решение определенных задач;
- оценке эффективности применения налоговых инструментов достижения целей и задач, для решения которых были установлены те или иные налоговые преференции, а также соотнесение полученных результатов и ресурсов, затраченных на их достижение в виде недополученных доходов бюджетной системы.

IV. Повышение функциональной эффективности бюджетных
расходов

Переход к программно-целевым методам управления, в том числе к программному бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов местного самоуправления муниципального района за достижение запланированных целей и результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов местного самоуправления.

Создание системы анализа эффективности бюджетных расходов

Система анализа эффективности бюджетных расходов должна основываться на анализе эффективности бюджетных расходов на всех стадиях бюджетного процесса; публичности и общедоступности промежуточных и итоговых результатов анализа; учете результатов анализа эффективности бюджетных расходов для будущих бюджетных циклов.
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в процессе формирования проекта бюджета муниципального образования муниципального района "Боровский район" в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств местного бюджета, в части принятия новых расходных обязательств, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
Также будет применяться механизм обоснований бюджетных ассигнований и муниципальных заданий; формирование планов и планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, включая обоснование закупок в части начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика (подрядчика-исполнителя), в том числе дополнительных требований к участникам закупок.
Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования будет выступать возможность непосредственной увязки соответствующих бюджетных расходов с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть.
При этом обязательным элементом анализа эффективности бюджетных расходов должно стать применение метода альтернативных издержек, то есть прогнозирования последствий нереализации мероприятий (осуществления бюджетных расходов), а также оценка предельной эффективности.
При прочих равных условиях объемы бюджетных расходов будут оцениваться в качестве наиболее эффективных в пределах, при которых темпы прироста расходов на один условный рубль не становятся ниже темпов прироста (сокращения) соответствующих показателей, отражающих конечный результат использования муниципальных финансов.
Это позволит отчасти избежать увеличения бюджетных расходов по отдельным направлениям, эффект от применения которых прирастает медленнее соответствующих затрат.
Кроме того, дополнительным условием обеспечения функционирования такой системы должны стать привлечение экспертов и экспертных организаций в случаях, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, общественное обсуждение закупок, промежуточных и итоговых результатов анализа эффективности бюджетных расходов.
Принципиальной задачей формирования системы анализа эффективности бюджетных расходов является применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок, выработка конкретных планов "дорожных карт" по минимизации выявленных локальных и общих препятствий эффективного использования бюджетных средств.

Функциональная эффективность расходов в сфере муниципальных
закупок

Повышению эффективности бюджетных расходов в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд препятствует ряд системных проблем, требующих решения:
- недостаточная профессиональная квалификация муниципальных заказчиков, приводящая к принятию публично-правовым образованием рисков недобросовестного поведения сторон контрактных отношений, отсутствие взаимосвязи между структурными подразделениями заказчика, выполняющими отдельные операции в рамках закупочного процесса;
- излишняя децентрализация полномочий заказчика, создающая необходимость финансового обеспечения деятельности подразделений, имеющих схожие или дублирующие функции.
Федеральный закон № 44-ФЗ позволяет сформировать инструменты, направленные на решение обозначенных вопросов.
Во-первых, заказчикам необходимо обеспечить и поддерживать требуемый уровень квалификации муниципальных служащих, работников учреждений, занятых в сфере закупок.
Во-вторых, эффективности бюджетных расходов будет способствовать осуществление ведомственного контроля со стороны органов местного самоуправления муниципального района за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков.

Повышение эффективности оказания муниципальных услуг (работ)

В 2012 году в целом завершился переходный период реформирования муниципальных учреждений (далее - учреждения) и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (работ), предусмотренного Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ).
В целом в ходе реализации Федерального закона № 83-ФЗ был обеспечен положительный эффект как для потребителей, ощутивших повышение качества оказываемых (выполняемых) услуг (работ), так и для менеджмента в органах местного самоуправления, учреждениях, получившего возможность применения более эффективных управленческих технологий для решения проблем учреждений.
В рамках реализации указанной реформы необходимо проводить работу по существенному сокращению доли неэффективных расходов. Этого можно достичь в том числе за счет более обоснованного планирования и распределения средств на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ), более рационального и экономного использования бюджетных средств учреждениями (в частности при проведении закупок), передачи оказания (выполнения) части муниципальных услуг (работ) в рыночный сектор (при перепрофилировании или ликвидации соответствующих учреждений), сокращения издержек по административному контролю текущей деятельности автономных и бюджетных учреждений.
В ходе реализации первого этапа этой системной реформы выявился ряд проблем и ограничений:
- формальное проведение преобразований при фактическом сохранении ранее сложившихся механизмов функционирования учреждений, их взаимодействия с органами местного самоуправления и потребителями;
- несоответствие видов деятельности учреждений, в основном носящей явно коммерческий характер, целям создания учреждения;
- несоответствие муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) учреждениями, полномочиям муниципального образования или полномочиям соответствующего органа местного самоуправления.
Для повышения качества и доступности муниципальных услуг (работ) необходимо решение следующих основных задач:
1. Использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах (работах).
2. Оптимизация структуры бюджетной сети учреждений, не оказывающих услуги (не выполняющих работы), непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также не соответствующие профилю органа, в чьем ведении находятся учреждения.
3. Формирование перечня муниципальных услуг (выполнения работ) на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг (выполнения работ), разработанных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности.
4. Переход при финансовом обеспечении учреждений к единой методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) (с учетом отраслевой специфики).
5. Расширение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг (выполнению работ) негосударственных организаций.
Вовлечение организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями, в процесс реализации конституционных гарантий в социальной сфере повысит конкуренцию среди юридических лиц, а следовательно, обеспечит и рост качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ) населению.
Расширение практики оказания муниципальных услуг (выполнения работ) не только бюджетными и автономными учреждениями, но и другими организациями в условиях добросовестной конкуренции создаст возможность внедрения одной из самых перспективных и наиболее эффективных с точки зрения качества услуг форм - возможность потребителя услуг (выполнения работ) самому выбирать место (организацию-поставщика), а также качество и объем услуг (выполнение работ), которые гарантированы государством. В этом случае средства бюджета перечисляются в организацию после обращения потенциального получателя муниципальной услуги (выполненной работы) именно в эту организацию.
6. Упорядочение формирования перечней оказываемых услуг (выполняемых работ) на платной основе в муниципальных учреждениях.
Необходимо полностью исключить возможность злоупотреблений руководства учреждений в части взимания платы за оказание муниципальных услуг (выполненных работ), гарантированных населению за счет соответствующего бюджета, а также предусмотреть меры по исключению из практики деятельности учреждений "теневых" платных услуг.
7. Внедрение в учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности и финансового обеспечения учреждений, настроенных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых муниципальных услуг (выполненных работ) и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда с применением в учреждениях принципов "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.

Повышение эффективности бюджетных инвестиций

Важной задачей в области правового регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства также является поэтапное снижение доли объектов, планируемых к финансированию в предстоящем финансовом году, в отсутствие утвержденной в установленном порядке проектной документации, поскольку планирование объемов финансового обеспечения в пределах одного года одновременно на разработку проектной документации и организацию строительства объекта капитального строительства приводит к сдвигу начала закупок подрядных и иных связанных с ними работ на середину года или в большинстве случаев к необходимости перераспределения бюджетных ассигнований на другие объекты.
Важной задачей является определение оптимального способа участия публично-правового образования в том или ином инвестиционном проекте. При этом в случае, когда участие публично-правового образования в инвестиционном проекте не предусматривает осуществления прямых расходов из бюджета, необходимо учитывать в денежном выражении косвенные меры муниципальной поддержки, такие как налоговые льготы, предоставление имущества публичного партнера на льготных условиях в качестве источника финансового обеспечения инвестиционных проектов.
В среднесрочной перспективе необходимо обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов инвестиционного характера с помощью следующих мероприятий:
- рассмотрение проектов решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности муниципального образования муниципального района "Боровский район" и подготовка заключений об эффективности использования средств бюджета муниципального образования муниципального района "Боровский район", направляемых на реализацию бюджетных инвестиций;
- ведение реестра принятых решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности муниципального образования муниципального района "Боровский район" в электронном виде.

Повышение эффективности формирования, предоставления
и распределения межбюджетных трансфертов

Для повышения эффективности использования межбюджетных трансфертов необходимы взаимоувязанные действия в двух направлениях - создание устойчивых предпосылок и стимулов к повышению эффективности расходов бюджетов поселений и совершенствование структуры и порядка (методик) предоставления межбюджетных трансфертов.
В рамках первого направления базовой предпосылкой является четкое и стабильное разграничение обязательств и доходных источников между публично-правовыми образованиями, обеспечивающее достаточную степень их финансовой самостоятельности в рамках единых принципов управления общественными финансами и возможности реализации единой государственной политики.
Наряду с созданием общих условий для повышения бюджетной самостоятельности, а значит, ответственности органов местного самоуправления необходимо рамочное законодательное регулирование и методологическое содействие организации бюджетного процесса на местном уровне, в том числе:
- установление минимальных требований к системе долгосрочного планирования, используемой для формирования и исполнения бюджетов, и в первую очередь в части определения бюджетных ограничений в рамках долгосрочных бюджетных стратегий и муниципальных программ;
- соответствие требованиям к прозрачности бюджетного процесса, включая конкретные сроки, состав и условия публикации необходимых сведений о формировании, рассмотрении и исполнении местных бюджетов, а также управлении муниципальными активами, утверждение средне- и долгосрочных параметров налоговой и долговой политики;
- формирование системы оказания муниципальных услуг на основе муниципальных заданий.
Распыление количества субсидий приводит к снижению эффективности данной поддержки, сокращению ответственности за реализацию полномочий органов местного самоуправления.
Основным инструментом достижения целей предоставления субсидий будет оказание поддержки реализации муниципальных программ, осуществление которых является необходимым условием достижения результатов соответствующих муниципальных программ.
Кроме того, должна быть определена единая методологическая база формирования общего объема субсидий и подходов к распределению этих межбюджетных трансфертов.

V. Повышение операционной эффективности деятельности органов
местного самоуправления муниципального района
и муниципальных учреждений

Повышение результативности бюджетных расходов должно быть обеспечено также на операционном уровне, которым определяется эффективность инструментов, механизмов, процедур непосредственного принятия и реализации решений органами местного самоуправления муниципального района, которые включают меры, реализуемые как на уровне отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов, так и на уровне межведомственного взаимодействия. Указанные меры должны быть направлены на развитие системы мониторинга и оценки результатов их деятельности, а также создание механизмов стимулирования к повышению эффективности использования средств бюджетов.

Повышение качества финансового менеджмента в органах
местного самоуправления муниципального района
и муниципальных учреждениях

Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как в органах местного самоуправления муниципального района, так и на уровне муниципальных учреждений.
Финансовый менеджмент органов местного самоуправления муниципального района должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (среднесрочное финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый аудит).
Повышение эффективности управления бюджетным процессом предполагается путем повышения ответственности главных распорядителей бюджетных средств за качество бюджетного планирования.
Повышение качества внутреннего финансового контроля и аудита предполагает подготовку и переподготовку должностных лиц в сфере внутреннего финансового контроля и аудита.
Первоочередными мероприятиями по развитию систем внутреннего контроля и аудита являются:
- формирование нормативных правовых актов, обеспечивающих осуществление внутреннего контроля и аудита;
- разработка и внедрение программ обучения и тренингов по внутреннему контролю и аудиту.

VI. Обеспечение открытости и прозрачности муниципальных
финансов

Повышение уровня информационной прозрачности деятельности и органов местного самоуправления муниципального района, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджета и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления общественными финансами в целом.
В связи с этим необходимо обеспечить публичность процесса управления общественными финансами, гарантирующую обществу право на доступ к открытым муниципальным данным, а также открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств. Цели бюджетной политики должны представляться в понятной и доступной для граждан форме.
Для достижения перечисленных целей будут реализованы меры по следующим основным направлениям.
1. Организация деятельности по участию граждан в бюджетном процессе в рамках системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов в сфере управления общественными финансами, результатах их общественных обсуждений.
2. Создание и развитие информационного ресурса как основного инструмента, обеспечивающего прозрачность и открытость бюджетной системы муниципального района, бюджетного процесса и финансового состояния публично-правовых образований для общества, а также официального источника информации.
Регулярная публикация "Бюджета для граждан" в целях обеспечения полного и доступного информирования граждан о районном бюджете и бюджетах муниципальных образований Боровского района и отчетах об их исполнении, повышения открытости и прозрачности информации об управлении общественными финансами.
Повышение финансовой прозрачности и подотчетности органов местного самоуправления необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что позволит обеспечить качественное улучшение системы управления общественными финансами.


------------------------------------------------------------------