Постановление Главы администрации муниципального района "Г. Людиново и Людиновский район" от 26.11.2014 N 1826 "Об утверждении муниципальной программы "Охрана окружающей среды в Людиновском районе на 2014 - 2020 годы"



КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"Г. ЛЮДИНОВО И ЛЮДИНОВСКИЙ РАЙОН"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2014 г. № 1826

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ В ЛЮДИНОВСКОМ РАЙОНЕ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

В целях реализации пункта 64 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" от 06.08.2013 № 985 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ муниципального района "Город Людиново и Людиновский район", их формирования, реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ, реализуемых на территории муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" администрация муниципального района "Город Людиново и Людиновский район"
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить муниципальную программу "Охрана окружающей среды в Людиновском районе на 2014 - 2020 годы" (прилагается).
2. Считать утратившим силу постановление администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" от 17.12.2013 № 1618 "Об утверждении муниципальной программы "Охрана окружающей среды в Людиновском районе на 2014 - 2020 годы".
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
4. Настоящее Постановление вступает в силу с момента подписания.

Глава администрации
муниципального района
Д.М.Аганичев





Приложение
к Постановлению
администрации
муниципального района
"Г. Людиново и Людиновский район"
от 26 ноября 2014 г. № 1826

ПАСПОРТ
муниципальной программы "Охрана окружающей среды
в Людиновском районе на 2014 - 2020 гг."

1. Ответственный исполнитель муниципальной программы
МКУ "Людиновский районный экологический центр"
2. Соисполнители муниципальной программы
Администрации муниципального района, городского и сельских поселений.
МУЖКП "Болва".
Общество охотников и рыболовов "Росохотрыболовсоюз".
ООО "Бытовые услуги".
Предприятия-природопользователи (по согласованию)
3. Цели муниципальной программы
Обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности
4. Задачи муниципальной программы
- Стабилизация экологической обстановки и ее улучшение в населенных пунктах района;
- сокращение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты;
- защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления;
- повышение уровня экологического образования и воспитания;
- выявление и предотвращение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды
5. Подпрограммы муниципальной программы
Отсутствуют
6. Индикаторы муниципальной программы
- Снижение выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов;
- устройство контейнерных площадок в сельских населенных пунктах;
- проведение конкурсов детских рисунков
7. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
2014 - 2020
8. Объемы финансирования муниципальной программы за счет всех источников финансирования
Наименование показателя
Всего (тыс. руб.)
В том числе по годам
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
ВСЕГО
331591
3463
116123
102325
102145
2315
2815
2365
В том числе по источникам финансирования:








средства районного бюджета
24181
2513
15173
1285
1105
1245
1695
1165
средства федерального бюджета
300000
-
100000
100000
100000
-
-
-
собственные средства организаций
7410
950
990
1040
1040
1070
1120
1200
Объемы, условия и порядок финансирования программы за счет средств местного бюджета ежегодно уточняются в соответствии с объемами финансирования на охрану окружающей среды в районе, определяемыми решениями Людиновского Районного Собрания о бюджете МР "Город Людиново и Людиновский район" на очередной финансовый год
9. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
К 2020 году предполагается:
- снижение выбросов объемов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты на 35,7% к 2020 году;
- сокращение объемов накопления промышленных и бытовых отходов на 18,2%;
- создание системы регулирования и обращения с отходами производства и потребления;
- снижение риска здоровью граждан;
- повышение уровня экологической грамотности, культуры населения и подрастающего поколения;
- совершенствование системы экологического мониторинга, улучшение информационного обеспечения населения

1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной
программы

Вводная

Обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности населения является одной из важнейших и сложнейших задач администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" и требует значительных капитальных вложений.

1.1. Основные проблемы в сфере реализации муниципальной
программы

Источниками загрязнения атмосферного воздуха в черте населенных пунктов являются выбросы промышленного производства, котельных, большого количества транспортных средств. По состоянию на время разработки программы в районе существует 56 учтенных предприятий, имеющих выбросы загрязняющих веществ, где количество организованных и неорганизованных источников выбросов составляет 975 единиц. Ежегодно суммарные выбросы загрязняющих веществ на территории района составляют 2,85 - 3,0 тыс. т.
Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха дают: ЗАО "Кронтиф-Центр" - 81,1%, ОАО "Людиновский тепловозостроительный завод" - 5,13%, ОАО "Агрегатный завод" - 2,06%, МУП "Людиновские тепловые сети" - 5,13%. На долю девяти крупнейших предприятий приходится 95% всех выбросов.
Водные объекты являются также потенциальными источниками риска ущерба объектам экономики и населению. Основным источником хозяйственного и питьевого водоснабжения в городе Людинове является Людиновское водохранилище. Несмотря на то, что в течение 45 лет эксплуатации водохранилища выполнены и соблюдаются установленные правила охранных зон, количество антропогенных продуктов, оказывающихся в водоеме, с каждым годом нарастает. Изменение климата в сторону потепления, особенно в летний период, резко ускорило процесс зарастания водоема. Продукция простейших водорослей оседает на дно водохранилища, гниет, создавая условия для образования сероводородных зон, резкого роста аммиачной группы загрязняющих веществ, ухудшает прозрачность и запах исходной воды, что в конечном счете приводит к ухудшению качества поверхностных вод. Ухудшение качества исходной воды для доведения ее до питьевого качества требует значительного увеличения реагентов, применяемых на водоочистных сооружениях, небезвредных для человека.
Возрастающие ежегодные объемы промышленных и бытовых отходов (около 16 тыс. т/год) являются источником загрязнения почвы. Недобросовестное отношение большинства природопользователей и населения к сбору, вывозу и захоронению отходов привело к многочисленному образованию несанкционированных свалок мусора, грунт которых не защищен от проникновения загрязняющих веществ в подземные водоносные горизонты.

1.2. Прогноз развития сферы реализации муниципальной
программы

За последние годы проводилась работа по переводу котельных на использование в качестве топлива природного газа. В целях снижения выбросов в атмосферу на котельных, расположенных на территории муниципального района, необходимо своевременно проводить текущий и капитальный ремонты топливных элементов котлоагрегатов, приборов автоматики и контроля.
Далее в целях снижения загрязнения атмосферного воздуха необходимо провести работу по переводу автотранспорта на использование компримированного природного газа в качестве дешевого и экологически чистого моторного топлива, разработке промышленными предприятиями района проектов организации санитарно-защитной зоны, установке нового газоочистного оборудования на стационарные источники.
Существующая система обращения с ТБО на территории района включает три основных элемента: сбор, транспортирование, захоронение (утилизация). На территории Людиновского района это характеризуется:
- необеспеченностью контейнерами для сбора ТБО в соответствии с нормативными требованиями;
- отсутствием в большинстве населенных пунктов нормативного количества оборудованных контейнерных площадок;
- изношенностью парка спецтехники;
- нерешенностью вопроса вывоза отходов от большинства частного жилого сектора и в сельских населенных пунктах;
- ограничением количества специализированного транспорта.
Основным направлением муниципального регулирования обращения с бытовыми отходами должно стать сокращение объемов их захоронения. Это может быть достигнуто изменением сложившейся системы сбора, транспортировки и захоронения отходов путем внедрения раздельного сбора бытовых отходов, их сортировки с целью извлечения компонентов, являющихся вторичным сырьем, стимулированием создания перерабатывающих мощностей.
Успех и обеспечение экологической безопасности во многом определяются уровнем экологической культуры населения, мерами, направленными на образование и воспитание жителей и подрастающего поколения района по вопросам охраны окружающей среды.
В области экологического образования, воспитания и просвещения наиболее острыми проблемами являются:
- необходимость усиления экологической составляющей в учебном процессе общеобразовательных школ;
- недостаточное финансирование мероприятий в области экологического просвещения и образования;
- недостаточная экологическая пропаганда среди населения;
- необходимость повышения квалификации в области экологии сотрудников предприятий, учреждений, организаций.
В данной муниципальной Программе разработаны мероприятия, затрагивающие круг вопросов регионального масштаба. Они требуют комплексного подхода: участия в их решении муниципальных, областных, федеральных органов власти, как представительных, так и исполнительных, а также предприятий района.
Решение всех этих проблем требует больших капитальных вложений. Силами районного бюджета данной проблемы не решить, поэтому решение должно осуществляться программными методами с привлечением средств бюджетов вышестоящих уровней, привлечением иных инвестиционных источников.

2. Цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения
задач муниципальной программы

Цели муниципальной программы:
обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности.
Задачи муниципальной программы:
- стабилизация экологической обстановки и ее улучшение в населенных пунктах района;
- сокращение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты;
- защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления;
- повышение уровня экологического образования населения;
- выявление и предотвращение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Оценка результативности программы будет ежегодно отслеживаться на основании следующих целевых индикаторов и показателей:

СВЕДЕНИЯ
об индикаторах муниципальной программы и их значениях

№ п/п
Наименование индикатора
Ед. изм.
Значение по годам
2012, факт
2013, оценка
реализации муниципальной программы
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
1
Снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
т
750
780
800
850
870
900
920
940
950
2
Ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов, очистка территорий от мусора
куб. м
915
840
650
600
570
550
500
450
400
3
Устройство, содержание и ремонт контейнерных площадок в сельских населенных пунктах
ед.
1
1
3
2
-
-
5 плановый ремонт
-
-
4
Проведение конкурса детских рисунков по экологической тематике
ед.
4
4
4
4
4
4
4
4
4

3. Конечные результаты реализации муниципальной программы

Главными итогами программы станут:
- улучшение состояния атмосферного воздуха за счет снижения количества выбросов вредных веществ в атмосферу;
- сокращение количества отходов 1 - 4 классов опасности на предприятиях района;
- улучшение состояния поверхностных вод за счет снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;
- обеспечение экологической безопасности обращения с отходами производства и потребления за счет совершенствования системы санитарной очистки территории района, создание мощностей по сортировке отходов с целью извлечения утильных компонентов, рекультивация существующего полигона ТБО;
- повышение экологической культуры населения.

4. Сроки и этапы реализации муниципальной программы

Сроки реализации муниципальной программы - 2014 - 2020 годы.
Выполнение основных мероприятий предусмотрено в течение всего срока действия программы.

5. Обобщенная характеристика основных мероприятий
муниципальной программы

План основных мероприятий программы содержит мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в Людиновском районе, ликвидацию несанкционированных свалок, повышение экологической культуры населения.

6. Обоснования объема финансовых ресурсов, необходимых
для реализации муниципальной программы

Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств бюджета муниципального района, бюджетов городского и сельских поселений, средств предприятий - исполнителей мероприятий программы.

6.1. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых
для реализации муниципальной программы

(тыс. руб. в ценах каждого года)
Наименование показателя
Всего
В том числе по годам
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
ВСЕГО
331591
3463
116123
102325
102145
2315
2815
2365
В том числе:








по источникам финансирования:








средства бюджета района
24181
2513
15173
1285
1105
1245
1695
1165
средства федерального бюджета
300000
-
100000
100000
100000
-
-
-
собственные средства организаций
7410
950
990
1040
1040
1070
1120
1200

7. Механизм реализации программы

Общее руководство, контроль и мониторинг за ходом реализации программы осуществляет МКУ "Людиновский районный экологический центр". Ежегодно с учетом реализации программных мероприятий уточняет объемы средств, необходимых для их финансирования в очередном году, и представляет необходимые материалы в соответствии с действующим Положением о порядке и сроках составления проекта бюджета муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период.
Ответственные за реализацию отдельных мероприятий программы несут ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий, предоставляют информацию о ходе реализации мероприятий программы МКУ "Людиновский районный экологический центр".

8. Перечень основных мероприятий программы "Охрана
окружающей среды в Людиновском районе"

№ п/п
Наименование мероприятия
Сроки реализации
Участник программы
Источники финансирования
Сумма расходов (тыс. руб.)
В том числе по годам реализации программы
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
1
Формирование базы данных плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду. Контроль за поступлением денежных средств, ведение претензионной работы
2014 г.
МКУ "Людиновский экологический центр"
Финансирование не требуется
-
-
-
-
-
-
-
-
2
Контроль за поступлением оплаты за негативное воздействие на окружающую среду, ведение претензионной работы
2015 - 20 гг.
Администрация МР
Финансирования не требует
-







3
Внедрение ресурсосберегающих технологий на предприятиях-природопользователях в целях снижения и прекращения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ
2014 - 20 гг.
Предприятия-природопользователи (по согласованию)
Собственные средства предприятий
5260
660
700
740
740
750
800
850
4
Разработка и корректировка на предприятиях проектов нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и их реализации
2014 - 20 гг.
Предприятия-природопользователи (по согласованию)
Собственные средства предприятий
2150
270
290
300
300
320
320
350
5
Поддержание сводного тома ПДВ
2014 - 20 гг.
МКУ "Людиновский экологический центр" (2014 г.), администрация МР (2015 - 20 гг.)
Районный бюджет
275
20
40
40
40
45
45
45
6
Выявление мест несанкционированного размещения отходов, мероприятия по их предотвращению
2014 - 20 гг.
МКУ "Людиновский экологический центр" (2014 г.), администрация МР (2015 - 20 гг.)
Финансирование не требуется
-
-
-
-
-
-
-
-
7
Ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов на территории муниципального района
2014 - 20 гг.
Администрации муниципального района, городского и сельских поселений, ООО "Бытовые услуги", МУЖКП "Болва"
Районный бюджет
2975
400
335
430
430
450
450
480
8
Установка, содержание и обслуживание контейнерных площадок в сельских населенных пунктах, приобретение контейнеров

Администрации МР, сельских поселений
Районный бюджет
1255
150
150
170
170
200
200
215
9
Приобретение мусоровоза для организации сбора и вывоза ТБО из сельских поселений. Платежи по договору за приобретенную а/технику
2014 г.
Администрация МР
Районный бюджет
1298
390
908





10
Содержание полигона ТБО, в том числе:
2014 - 20 гг.
Администрация МР, МУЖКП "Болва"
Районный бюджет









10.1. Устройство наружного освещения полигона ТБО в районе д. Тихоновки
2014 - 15 гг.
МУЖКП "Болва"
Районный бюджет
271
141
130






10.2. Техническое присоединение освещения полигона к существующим электрическим сетям
2014 г.
МУЖКП "Болва"
Районный бюджет
104
104







10.3. Инвентаризационные и кадастровые работы по полигону ТБО
2014 г.
МУЖКП "Болва"
Районный бюджет
65
85







10.4. Устройство ограждения полигона ТБО
2014 - 20 гг.
МУЖКП "Болва"
Районный бюджет
450
150
-
150
150




10.5. Формирование защитного ограждения (вала) высотой до 2-х м (либо осушительной траншеи)

МУЖКП "Болва"
Районный бюджет
700
-
700






10.6. Отсыпка дорог и карт на полигоне ТБО
2014 - 20 гг.
МУЖКП "Болва"
Районный бюджет
770
40
100
100
120
120
140
150


8.7. Выполнение работ по капитальному ремонту техники (бульдозера)
2014 - 20 гг.
МУЖКП "Болва"
Районный бюджет
700
-
500


200



10.8. Разработка проекта наполняемости полигона ТБО
2014 - 20 гг.
МУЖКП "Болва"
Районный бюджет
450
-
200

-
-
250
-

10.9. Оформление лицензии на право обращения с ТБО по утилизации (захоронению)
2014 - 20 гг.
МУЖКП "Болва"
Районный бюджет
660
-
-
300
-
-
360
-

10.10. Разработка проекта санитарно-защитной зоны полигона ТБО
2014 - 2020 гг.
МУЖКП "Болва"
Районный бюджет
300
-
300






10.11. Разработка проекта полигона ТБО
2014 - 15 гг.
МУЖКП "Болва"
Районный бюджет
1500
-
1500





11
Разработка проекта на экологическую реабилитацию оз. Ломпадь
2014 - 15 гг.
Администрация МР
Районный бюджет
7500
-
7500




-
12
Выполнение работ по экологической реабилитации оз. Ломпадь в соответствии с проектно-сметной документацией
2015 - 2017 гг.
Администрация МР
Областной бюджет, федеральный бюджет
300000
-
100000
100000
100000



13
Зарыбление водоема Ломпадь
2014 - 20 гг.
Администрация МР, общество охотников и рыболовов "Росохотрыболовсоюз"
Районный бюджет
540
100
-
-
100
100
120
120
14
Обустройство мест отдыха людей на берегу озера Ломпадь, реки Болвы
2014 - 20 гг.
Администрация МР
Районный бюджет
370
30
20
50
50
70
70
80
15
Учет численности животных
2014 - 20 гг.
Администрация МР, общество охотников и рыболовов "Росохотрыболовсоюз"
Районный бюджет
230
20
20
30
30
40
40
50
16
Проведение дней защиты от экологической опасности

Администрация района (2015 - 20 гг.), МКУ "Людиновский экологический центр" (2014 г.)
Финансирование не требуется


-
-
-
-
-
-
17
Оказание содействия по прокладке школьниками экологических троп на особо охраняемых природных территориях района

МКУ "Людиновский экологический центр" (2014 г.), администрация МР (2015 - 20 гг.)
Районный бюджет
115
10
10
15
15
20
20
25
18
Содержание муниципального казенного учреждения "Людиновский районный экологический центр"
2014 - 2020
Администрация МР
Районный бюджет
769
769






19
Возмещение затрат по программе 2012 - 2013 гг.
2014
Администрация МР
Районный бюджет
104
104






20
Оценка запасов подземных вод при использовании малобюджетных артезианских скважин в с/поселениях
2014 - 2020 гг.
Администрация МР
Районный бюджет
2400
-
2400





21
Ограждение санитарно-защитных зон артезианских скважин в с/поселениях района
2014 - 2020 гг.
Администрация МР
Районный бюджет
360
-
360






ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ
Из них



331591
3463
116123
102325
102145
2315
2815
2365

- районный бюджет



24181
2513
15173
1285
1105
1245
1695
1165

- федеральный бюджет



300000
-
100000
100000
100000
-
-


- внебюджетные источн.



7410
950
990
1040
1040
1070
1120
1200


------------------------------------------------------------------