Постановление Городской Управы г. Калуги от 22.09.2014 N 324-п "О Программе повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования "Город Калуга" на период до 2018 года"



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГОРОДСКАЯ УПРАВА ГОРОДА КАЛУГИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2014 г. № 324-п

О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД КАЛУГА" НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

В соответствии с пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года", пунктом 3 постановления Правительства Калужской области от 04.08.2014 № 454 "О Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Калужской области на период до 2018 года", статьями 36, 44 Устава муниципального образования "Город Калуга" и решением Городской Думы города Калуги от 28.10.2013 № 136 "О назначении исполняющим полномочия Городского Головы города Калуги Баранова К.В."
ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования "Город Калуга" на период до 2018 года (приложение).
2. Органам Городской Управы города Калуги руководствоваться положениями Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования "Город Калуга" на период до 2018 года при реализации муниципальных программ муниципального образования "Город Калуга", а также при подготовке проектов нормативных правовых актов муниципального образования "Город Калуга".
3. Настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

Исполняющий полномочия
Городского Головы города Калуги
К.В.Баранов





Приложение
к Постановлению
Городской Управы
города Калуги
от 22 сентября 2014 г. № 324-п

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД КАЛУГА" НА ПЕРИОД
ДО 2018 ГОДА

Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования "Город Калуга" на период до 2018 года разработана с учетом Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р, Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Калужской области на период до 2018 года, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 04.08.2014 № 454.

I. Цель, задачи и условия реализации Программы

Ответственное, эффективное и прозрачное управление муниципальными финансами является необходимым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации социальной сферы муниципального образования "Город Калуга".
Сформулированные на федеральном уровне в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года и, соответственно, в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Калужской области на период до 2018 года цели, задачи и направления дальнейшего совершенствования системы управления общественными финансами будут реализовываться в муниципальном образовании "Город Калуга" в рамках Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами в муниципальном образовании "Город Калуга" на период до 2018 года (далее - Программа).
Выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить выход системы управления муниципальными финансами на качественно новый уровень для содействия в достижении стратегических целей развития муниципального образования "Город Калуга".

Необходимость разработки, цель и задачи Программы

Развитие бюджетной системы в муниципальном образовании "Город Калуга" в 2010 - 2013 годах осуществлялось в рамках бюджетных реформ, проводимых на федеральном уровне.
Во исполнение Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р, постановлением Городской Управы города Калуги от 01.02.2011 № 32-п "Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования "Город Калуга" на период до 2012 года" была утверждена Программа по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования "Город Калуга" на период до 2012 года, задачами которой являлись:
- повышение роли местного бюджета в решении вопросов обеспечения роста экономики города Калуги, дальнейшего расширения инновационного и инвестиционного путей ее развития;
- обеспечение увязки стратегического и бюджетного планирования;
- повышение эффективности деятельности органов Городской Управы города Калуги по организации оказания (выполнения) муниципальных услуг (работ).
Результатами реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования "Город Калуга" на период до 2012 года стали:
- планирование бюджета муниципального образования "Город Калуга" на основе принципов программно-целевого бюджетирования. Бюджет муниципального образования на 2014 - 2016 годы утвержден в программной структуре. Удельный вес программно-целевых расходов в 2014 году составил 86,7% от общего объема расходных обязательств муниципального образования "Город Калуга";
- повышение качества и доступности муниципальных услуг (работ), открытости деятельности учреждений, оказывающих эти услуги (работы), для потребителей услуг (работ);
- повышение квалификации специалистов органов управления муниципального образования "Город Калуга";
- создание привлекательной кредитной истории муниципального образования "Город Калуга" для потенциальных инвесторов;
- предотвращение единовременного отвлечения средств бюджета на погашение и обслуживание муниципального долга в значительных объемах;
- минимизация расходов на обслуживание муниципального долга;
- создание информационной системы предоставления услуг (работ) за счет внедрения электронизации.
Наряду с положительными результатами реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования "Город Калуга" на период до 2012 года в настоящее время в сфере управления муниципальными финансами сохраняется ряд нерешенных проблем, в том числе:
- сохранение условий для неоправданного увеличения бюджетных расходов при невысокой мотивации органов местного самоуправления к оптимизации бюджетных расходов;
- формальное применение и неиспользование в полной мере новых форм оказания (выполнения) и финансового обеспечения муниципальных услуг (работ);
- недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и недостаточность его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
- недостаточная степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Исходя из этого целью Программы является повышение эффективности и прозрачности использования бюджетных средств при достижении целей и обеспечении приоритетов социально-экономического развития муниципального образования "Город Калуга".
Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
1) реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов;
2) совершенствование муниципального финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
3) обеспечение дальнейшего повышения качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
4) повышение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
Общими предпосылками для достижения цели и решения задач Программы являются:
- долгосрочная устойчивость и сбалансированность местного бюджета;
- развитие государственно-частного партнерства.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках деятельности соответствующих главных распорядителей средств бюджета муниципального образования "Город Калуга" и их подведомственных учреждений.

Обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета
муниципального образования "Город Калуга"

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования "Город Калуга" является важнейшей предпосылкой для сохранения экономической стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности, основанной на инновационном развитии, создания рабочих мест для производств, требующих кадров высокой квалификации.
Переход к формированию местного бюджета на основе муниципальных программ предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджета муниципального образования "Город Калуга" в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного распределения имеющихся средств. Тем самым будет реализована возможность создания прочной основы для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации всех ресурсов на важнейших направлениях деятельности.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования "Город Калуга" необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям:
1. Разработка и реализация бюджетной стратегии муниципального образования "Город Калуга".
Бюджетная стратегия муниципального образования "Город Калуга" (далее - Бюджетная стратегия) будет разрабатываться на основе планируемой к принятию Бюджетной стратегии Российской Федерации, Бюджетной стратегии Калужской области. Предполагается, что Бюджетная стратегия будет представлять собой документ, включающий долгосрочный прогноз основных параметров бюджета муниципального образования "Город Калуга", факторов и условий формирования и реализации основных направлений бюджетной политики, основных параметров финансового обеспечения муниципальных программ с учетом целей, параметров и условий социально-экономического развития муниципального образования "Город Калуга" до 2030 года.
Основной ее целью является определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития Калуги в долгосрочном периоде.
2. Проведение взвешенной долговой политики по привлечению заемных средств.
Структура муниципального долга муниципального образования "Город Калуга" должна быть оптимизирована по видам заимствований и срокам их погашения.
Одной из основных задач является минимизация банковских заимствований и расходов на обслуживание муниципального долга.
Обеспечению устойчивости и сбалансированности муниципального бюджета должно способствовать принятие мер по улучшению администрирования доходов и проведение взвешенной политики по установлению налоговых льгот.
Неэффективные налоговые льготы и налоговые льготы с низкой бюджетной и социальной эффективностью должны быть отменены либо не должны приниматься.
Кроме того, в целях обеспечения устойчивости бюджета муниципального образования "Город Калуга" и поддержания его сбалансированности необходимо соблюдение требований бюджетного законодательства, высокое качество организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании "Город Калуга".

Развитие государственно-частного партнерства

Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) является перспективным механизмом решения задач повышения эффективности использования бюджетных средств и увеличения качества и объема услуг государственного и муниципального сектора за счет инвестиций, привлекаемых из внебюджетных источников с целью реализации долгосрочных инвестиционных проектов. ГЧП относится к технологиям устойчивого развития многих регионов и городов.
Реализация инфраструктурных проектов с применением механизмов ГЧП способна обеспечить экономический рост, привлечение долгосрочных инвестиций и создание новых рабочих мест. В свою очередь, развитая инфраструктура значительно повышает инвестиционную привлекательность территорий, создает основу для реализации бизнес-проектов и, как следствие, основу устойчивого роста муниципального бюджета, роста качества муниципальных услуг и доходов населения.
ГЧП является важнейшим инновационным процессом, экономической и финансовой основой в вопросах стратегического планирования развития инфраструктуры и экономики.
Сами процессы ГЧП основаны на современных принципах экономических эффективных решений, поэтому и являются инновационными. Они в первую очередь должны быть закреплены законодательным и нормативным порядками как на уровне субъекта, так и на муниципальном уровне, с обеспечением нормативными процедурами особого взаимодействия заинтересованных сторон. В основании ГЧП лежит инвестиционный процесс, но не конкуренция, а кооперация и разделение рисков между органами государственного (муниципального) управления и бизнесом.
Таким образом, ГЧП - это соглашение между двумя и более сторонами кооперирования усилий органов местного самоуправления и частного бизнеса для достижения общих (или совместимых) целей, в котором общими для каждой стороны становятся ответственность, ресурсы, риски, обоюдные выгоды от реализуемого инфраструктурного проекта, а также и выгоды потребителей в соотношении цена - качество.
Для развития ГЧП необходимы следующие мероприятия:
- обеспечение на муниципальном уровне поддержки инвестиционных проектов, обеспечивающих решение одной из долгосрочных задач социально-экономического развития муниципального образования "Город Калуга", в том числе планируемых к реализации на принципах ГЧП;
- обеспечение взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Калужской области, органов местного самоуправления по реализации инвестиционных проектов, в том числе планируемых к реализации на принципах ГЧП;
- обеспечение доступности информации об инвестиционном режиме и инфраструктуре муниципального образования "Город Калуга" для участников инвестиционной деятельности, основанной на принципах ГЧП.

II. Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения
программно-целевых методов управления

Внедрение программного бюджета наряду с изменением порядка составления, утверждения и исполнения бюджетов и системы бюджетной отчетности предполагает внедрение новых форм и видов муниципального финансового контроля.
Необходимо отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей муниципальных программ. Таким образом, муниципальные программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязывается стратегическое и бюджетное планирование.
В то же время при реализации Программы необходимо исходить из того, что сам по себе программный бюджет создает лишь необходимые предпосылки для полномасштабного внедрения программно-целевых методов деятельности органов Городской Управы города Калуги. Эффективность программного бюджета как одного из инструментов реализации муниципальной политики будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления.

Развитие муниципальных программ
как основного инструмента повышения эффективности бюджетных
расходов

В 2013 году на муниципальном уровне в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативным правовыми актами Калужской области были сформулированы, закреплены в нормативных правовых актах Городской Управы города Калуги и применены на практике основные методологические подходы к формированию муниципальных программ.
Практика формирования муниципальных программ выявила следующие проблемы и ограничения:
1. Отсутствие правовой основы для системной организации процесса стратегического планирования.
Муниципальные программы разработаны в условиях, когда проводилась разработка проекта федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и окончательно не были сформированы единые подходы к организации процесса стратегического планирования, предполагающие в том числе определение на всех уровнях управления состава документов стратегического планирования, четкое определение последовательности их разработки и взаимосвязи, а также финансового обеспечения их реализации.
Представляется целесообразным все направления муниципальной политики реализовывать в рамках соответствующих муниципальных программ, выступающих в качестве программно-целевых инструментов, в том числе бюджетного планирования.
2. Отсутствие долгосрочного прогноза социально-экономического развития и Бюджетной стратегии, утвержденных на муниципальном уровне, методических рекомендаций о разработке муниципального долгосрочного прогноза социально-экономического развития и Бюджетной стратегии.
Разработка и утверждение муниципальных программ осуществлялись в условиях, когда среднесрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Калуга" и трехлетний местный бюджет не позволяли располагать информацией о ресурсных возможностях муниципальной бюджетной системы за пределами среднесрочного периода.
В этой связи разработка Бюджетной стратегии муниципального образования "Город Калуга" на период до 2020 года, определяющей предельные расходы местного бюджета на реализацию муниципальных программ на основе прогноза основных бюджетных параметров, становится актуальной задачей по переходу к долгосрочному бюджетному планированию.
Разработка долгосрочного прогноза социально-экономического развития и долгосрочной Бюджетной стратегии затрудняется во многом из-за методологической зависимости от решений, принятых на федеральном уровне, связанной в том числе с отсутствием рекомендаций по разработке таких документов.
3. Не до конца проработаны вопросы встраивания в муниципальные программы уже существующих инструментов программно-целевого планирования (ведомственных целевых программ, "дорожных карт"), а также соотношения муниципальных программ с отраслевыми, межотраслевыми и территориальными документами стратегического планирования.
Решение проблем и снятие сложившихся ограничений на всех уровнях управления предполагается осуществить путем реализации следующих предложений:
1. Осуществление на муниципальном уровне долгосрочного бюджетного планирования. Для этого необходимо на основании соответствующих рекомендаций федерального уровня разработать и утвердить долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Калуга" и на его основе Бюджетную стратегию, в которой будут определены предельные объемы расходов по каждой муниципальной программе на весь срок реализации. Объем бюджетных ассигнований по муниципальным программам должен определяться в рамках объективных возможностей соответствующего бюджета с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов их реализации.
2. В целях повышения финансовой самостоятельности ответственных исполнителей муниципальных программ представляется оправданным расширение их прав в распределении общего (доведенного) объема бюджетных ассигнований по подпрограммам, основным мероприятиям, ведомственным целевым программам и соисполнителям, участникам муниципальных программ. Ответственные исполнители должны иметь возможность влияния на объемы финансового обеспечения реализации тех или иных мероприятий, в том числе перераспределения бюджетных средств между мероприятиями (соисполнителями, участниками), с определенными ограничениями.
Для реализации данного направления необходимо использовать существующие юридические возможности закрепления полномочий ответственных исполнителей муниципальных программ в рамках бюджетного процесса как на стадии формирования проекта решения о бюджете, так и на стадии исполнения бюджета.

Развитие системы муниципального финансового контроля

На этапе планирования проведения проверок, ревизий и обследований органы внутреннего муниципального финансового контроля должны проводить комплексный анализ информации, связанной с недостатками и нарушениями в финансово-бюджетной сфере.
Переход к программному бюджету требует усиления контроля за выполнением муниципальных программ, а также оценки результативности их исполнения.
Органы внутреннего муниципального финансового контроля обладают полномочиями по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ с применением мер ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Организация контроля за реализацией муниципальных программ позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также позволит получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ.

III. Упорядочение структуры управления финансовыми ресурсами
муниципального образования "Город Калуга"

Упорядочение структуры муниципального сектора экономики

В соответствии с законодательством Российской Федерации муниципальное унитарное предприятие создается в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью и муниципальными финансами муниципальные унитарные предприятия, деятельность которых не соответствует функциям органа местного самоуправления, должны быть реорганизованы или ликвидированы. Для этого необходимо провести мониторинг существующих унитарных предприятий на предмет наличия предприятий, деятельность которых не связана или косвенно связана с работой по конкретным направлениям деятельности соответствующего органа местного самоуправления. В случае необходимости будут приняты соответствующие управленческие решения.

Управление доходами муниципального образования
"Город Калуга"

Существенным элементом повышения эффективности муниципалитета является политика в области формирования и администрирования доходов бюджета муниципального образования "Город Калуга", в том числе при реализации муниципальных программ.
При использовании для этих целей налоговых инструментов основное внимание необходимо уделить:
- количественной оценке налоговых инструментов, включая объемы бюджетных средств, направляемых на те или иные программы, выпадающие доходы от применения различных налоговых льгот и освобождений, пониженных или повышенных налоговых ставок, иных налоговых преференций, имеющих стимулирующий характер и направленных на решение определенных задач;
- оценке эффективности применения налоговых инструментов достижения целей и задач, для решения которых были установлены те или иные налоговые преференции, а также соотнесение полученных результатов и ресурсов, затраченных на их достижение в виде недополученных доходов бюджетной системы.

IV. Повышение функциональной эффективности бюджетных
расходов

Переход к программно-целевым методам управления, в том числе к программному бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов Городской Управы города Калуги за достижение запланированных целей и результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов местного самоуправления.

Создание системы анализа эффективности бюджетных расходов

Система анализа эффективности бюджетных расходов должна основываться на анализе эффективности бюджетных расходов на всех стадиях бюджетного процесса; публичности и общедоступности промежуточных и итоговых результатов анализа; учете результатов анализа эффективности бюджетных расходов для будущих бюджетных циклов.
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в процессе формирования проекта бюджета муниципального образования "Город Калуга" в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств местного бюджета, в части принятия новых расходных обязательств, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
Также будет применяться механизм обоснований бюджетных ассигнований и муниципальных заданий; формирование планов и планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, включая обоснование закупок в части начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительных требований к участникам закупок.
Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования будет выступать возможность непосредственной увязки соответствующих бюджетных расходов с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть.
При этом обязательным элементом анализа эффективности бюджетных расходов должно стать применение метода альтернативных издержек, то есть прогнозирования последствий не реализации мероприятий (осуществления бюджетных расходов), а также оценка предельной эффективности.
При прочих равных условиях объемы бюджетных расходов будут оцениваться в качестве наиболее эффективных в пределах, при которых темпы прироста расходов на один условный рубль не становятся ниже темпов прироста (сокращения) соответствующих показателей, отражающих конечный результат использования муниципальных финансов.
Это позволит отчасти избежать увеличения бюджетных расходов по отдельным направлениям, эффект от применения которых прирастает медленнее соответствующих затрат.
Кроме того, дополнительным условием обеспечения функционирования такой системы должны стать привлечение экспертов и экспертных организаций в случаях, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, общественное обсуждение закупок, промежуточных и итоговых результатов анализа эффективности бюджетных расходов.
Принципиальной задачей формирования системы анализа эффективности бюджетных расходов является применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок, выработка конкретных планов "дорожных карт" по минимизации выявленных локальных и общих препятствий эффективного использования бюджетных средств.

Функциональная эффективность расходов в сфере муниципальных
закупок

Повышению эффективности бюджетных расходов в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд препятствует ряд системных проблем, требующих решения:
- недостаточная профессиональная квалификация муниципальных заказчиков, приводящая к принятию публично-правовым образованием рисков недобросовестного поведения сторон контрактных отношений, отсутствие взаимосвязи между структурными подразделениями заказчика, выполняющими отдельные операции в рамках закупочного процесса;
- излишняя децентрализация полномочий заказчика, создающая необходимость финансового обеспечения деятельности подразделений, имеющих схожие или дублирующие функции.
Федеральный закон № 44-ФЗ позволяет сформировать инструменты, направленные на решение обозначенных вопросов.
Во-первых, заказчикам необходимо обеспечить и поддерживать требуемый уровень квалификации муниципальных служащих, работников учреждений, занятых в сфере закупок.
Во-вторых, эффективности бюджетных расходов будет способствовать осуществление ведомственного контроля со стороны органов Городской Управы города Калуги за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков.

Повышение эффективности оказания муниципальных услуг (работ)

В 2012 году в целом завершился переходный период реформирования муниципальных учреждений (далее - учреждения) и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (работ), предусмотренного Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ).
В целом в ходе реализации Федерального закона № 83-ФЗ был обеспечен положительный эффект как для потребителей, ощутивших повышение качества оказываемых (выполняемых) услуг (работ), так и для менеджмента в органах местного самоуправления, учреждениях, получившего возможность применения более эффективных управленческих технологий для решения проблем учреждений.
В рамках реализации указанной реформы необходимо проводить работу по существенному сокращению доли неэффективных расходов. Этого можно достичь в том числе за счет более обоснованного планирования и распределения средств на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ), более рационального и экономного использования бюджетных средств учреждениями (в частности при проведении закупок), передачи оказания (выполнения) части муниципальных услуг (работ) в рыночный сектор (при перепрофилировании или ликвидации соответствующих учреждений), сокращения издержек по административному контролю текущей деятельности автономных и бюджетных учреждений.
В ходе реализации первого этапа этой системной реформы выявился ряд проблем и ограничений:
- формальное проведение преобразований при фактическом сохранении ранее сложившихся механизмов функционирования учреждений, их взаимодействия с органами местного самоуправления и потребителями;
- несоответствие видов деятельности учреждений, в основном носящей явно коммерческий характер, целям создания учреждения;
- несоответствие муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) учреждениями, полномочиям муниципального образования или полномочиям соответствующего органа местного самоуправления.
Для повышения качества и доступности муниципальных услуг (работ) необходимо решение следующих основных задач:
1. Использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах (работах).
2. Оптимизация структуры бюджетной сети учреждений, не оказывающих услуги (не выполняющих работы), непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также не соответствующие профилю органа, в чьем ведении находятся учреждения.
3. Формирование перечня муниципальных услуг (выполнения работ) на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг (выполнения работ), разработанных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности.
4. Переход при финансовом обеспечении учреждений к единой методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) (с учетом отраслевой специфики).
5. Расширение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг (выполнению работ) негосударственных организаций.
Вовлечение организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями, в процесс реализации конституционных гарантий в социальной сфере повысит конкуренцию среди юридических лиц, а следовательно, обеспечит и рост качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ) населению.
Расширение практики оказания муниципальных услуг (выполнения работ) не только бюджетными и автономными учреждениями, но и другими организациями в условиях добросовестной конкуренции создаст возможность внедрения одной из самых перспективных и наиболее эффективных с точки зрения качества услуг форм - возможность потребителя услуг (выполнения работ) самому выбирать место (организацию-поставщика), а также качество и объем услуг (выполнение работ), которые гарантированы государством. В этом случае средства бюджета перечисляются в организацию после обращения потенциального получателя муниципальной услуги (выполненной работы) именно в эту организацию.
6. Упорядочение формирования перечней оказываемых услуг (выполняемых работ) на платной основе в муниципальных учреждениях.
Необходимо полностью исключить возможность злоупотреблений руководства учреждений в части взимания платы за оказание муниципальных услуг (выполненных работ), гарантированных населению за счет соответствующего бюджета, а также предусмотреть меры по исключению из практики деятельности учреждений "теневых" платных услуг.
7. Внедрение в учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности и финансового обеспечения учреждений, настроенных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых муниципальных услуг (выполненных работ) и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда с применением в учреждениях принципов "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.

Повышение эффективности бюджетных инвестиций

Важной задачей в области правового регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства также является поэтапное снижение доли объектов, планируемых к финансированию в предстоящем финансовом году, в отсутствие утвержденной в установленном порядке проектной документации, поскольку планирование объемов финансового обеспечения в пределах одного года одновременно на разработку проектной документации и организацию строительства объекта капитального строительства приводит к сдвигу начала закупок подрядных и иных связанных с ними работ на середину года или в большинстве случаев к необходимости перераспределения бюджетных ассигнований на другие объекты.
Важной задачей является определение оптимального способа участия публично-правового образования в том или ином инвестиционном проекте. При этом в случае, когда участие публично-правового образования в инвестиционном проекте не предусматривает осуществления прямых расходов из бюджета, необходимо учитывать в денежном выражении косвенные меры муниципальной поддержки, такие как налоговые льготы, предоставление имущества публичного партнера на льготных условиях в качестве источника финансового обеспечения инвестиционных проектов.
В среднесрочной перспективе необходимо обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов инвестиционного характера с помощью следующих мероприятий:
- рассмотрение проектов решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности муниципального образования "Город Калуга" и подготовка заключений об эффективности использования средств бюджета муниципального образования "Город Калуга", направляемых на реализацию бюджетных инвестиций;
- ведение реестра принятых решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности муниципального образования "Город Калуга" в электронном виде.

V. Повышение операционной эффективности деятельности органов
Городской Управы города Калуги и муниципальных учреждений

Повышение результативности бюджетных расходов должно быть обеспечено также на операционном уровне, которым определяется эффективность инструментов, механизмов, процедур непосредственного принятия и реализации решений органами Городской Управы города Калуги, которые включают меры, реализуемые как на уровне отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов, так и на уровне межведомственного взаимодействия. Указанные меры должны быть направлены на развитие системы мониторинга и оценки результатов их деятельности, а также создание механизмов стимулирования к повышению эффективности использования средств бюджетов.

Повышение качества финансового менеджмента в органах
Городской Управы города Калуги и муниципальных учреждениях

Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как в органах Городской Управы города Калуги, так и на уровне муниципальных учреждений.
Финансовый менеджмент органов Городской Управы города Калуги должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (среднесрочное финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый аудит).
Повышение эффективности управления бюджетным процессом предполагается путем повышения ответственности главных распорядителей бюджетных средств за качество бюджетного планирования.
Повышение качества внутреннего финансового контроля и аудита предполагает подготовку и переподготовку должностных лиц в сфере внутреннего финансового контроля и аудита.
Первоочередными мероприятиями по развитию систем внутреннего контроля и аудита являются:
- формирование нормативных правовых актов, обеспечивающих осуществление внутреннего контроля и аудита;
- разработка и внедрение программ обучения и тренингов по внутреннему контролю и аудиту.

Развитие государственной интегрированной информационной
системы управления общественными финансами "Электронный
бюджет"

Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов в муниципальном образовании "Город Калуга" является развитие автоматизированных и информационных систем управления финансами в рамках концепции "Электронный бюджет".
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 1275-р "О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2013 № 1056 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с преобразованием правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления") в целях повышения прозрачности и открытости управления общественными финансами в Калужской области создается интернет-портал бюджетной системы (портал "Открытый бюджет").
Основной задачей для муниципального образования является предоставление достоверной, полной и необходимой информации в целях наполнения указанного информационно-аналитического ресурса, созданного на областном уровне, где все заинтересованные лица смогут анализировать направления расходования бюджетных средств, сравнивать эффективность деятельности государственных (муниципальных) учреждений и самих публично-правовых образований, получать аналитическую информацию об их финансово-хозяйственной деятельности.
В этом направлении предусматривается реализация следующих мероприятий:
1. Применение единых стандартов электронной финансовой информации в рамках бюджетного процесса.
Повсеместный переход на использование информационных технологий в сфере управления муниципальными финансами предъявляет новые требования к формированию информации, используемой в рамках бюджетного процесса, позволяющие обеспечить ее автоматизированную обработку, последующее использование, а также гарантировать юридическую значимость.
Для этих целей в муниципальном образовании необходимо создание условий для перехода на юридически значимый документооборот в сфере управления муниципальными финансами и предусматривается реализовать следующий комплекс мер:
- определение единых стандартов электронной финансовой информации и форматов электронных документов;
- использование единых реестров и классификаторов;
- определение реквизитного состава и форматов электронных документов;
- обеспечение повсеместного использования электронной подписи, выдаваемой аккредитованными удостоверяющими центрами в соответствии с действующим законодательством;
- правовая регламентация процедуры электронного документооборота.
Особое значение при создании и развитии единых стандартов финансовой информации имеет использование единых реестров и классификаторов. С этой целью продолжится совершенствование применяемых единых классификаторов, а именно:
- уточнение состава единых классификаторов, используемых при доведении ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до участников бюджетного процесса и осуществлении кассовых операций со средствами бюджета на муниципальном уровне;
- поддержание в актуальном состоянии реестров, используемых при планировании бюджета на муниципальном уровне, в том числе реестров работ и услуг, учреждений;
- использование в бюджетном процессе реестров и классификаторов федеральных органов государственной власти;
- формирование правил создания, изменения и применения единых реестров и справочников, классификаторов, обязательных для всех участников бюджетного процесса муниципального образования "Город Калуга";
- преемственность информации в информационных ресурсах бюджетного процесса, сохранность ретроспективных данных.
2. Унификация и стандартизация процессов управления муниципальными финансами.
Переход на электронный юридически значимый документооборот в бюджетном процессе требует формализации и стандартизации процедур и операций для всех участников бюджетного процесса. В целях обеспечения унификации и стандартизации процессов управления муниципальными финансами предусматриваются:
- правовая регламентация процедур информационного обеспечения бюджетного процесса, в том числе требований к созданию и развитию муниципальных информационных систем в сфере управления муниципальными финансами, к использованию базовых унифицированных электронных документов, форматов передачи информации и нормативно-справочных информационных ресурсов;
- совершенствование параметров автоматизации с соблюдением принципа однократности ввода информации в режиме реального времени;
- оптимизация процедур формирования и представления отчетности.
3. Обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности в муниципальном образовании "Город Калуга" в сфере управления финансами.

VI. Обеспечение открытости и прозрачности муниципальных
финансов

Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу, качеству и стандартам обмена информацией о финансовой деятельности органов Городской Управы города Калуги. Повышение информированности жителей города и других заинтересованных сторон о состоянии системы муниципальных финансов, а также развитие направлений информационного взаимодействия финансовой системы с внешними государственными информационными ресурсами и получателями бюджетных средств способствуют повышению прозрачности системы управления муниципальными финансами, повышению ответственности органов местного самоуправления за реализацию проводимой ими бюджетной политики, обеспечению эффективного, оперативного и устойчивого управления муниципальными финансами.
В связи с этим необходимо обеспечить публичность процесса управления муниципальными финансами, гарантирующую обществу право на доступ к открытым муниципальным данным, а также открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств. Цели бюджетной политики должны представляться в понятной и доступной для граждан форме.
В настоящее время на официальном сайте Городской Управы города Калуги в сети Интернет публикуется информация о состоянии системы управления муниципальными финансами, об отдельных показателях исполнения муниципального бюджета, о соблюдении органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства.
В рамках Программы необходимо продолжать работу по следующим направлениям:
- размещение общедоступной информации о муниципальных финансах в сети Интернет на регулярной основе и повышение объемов ее размещения;
- обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности муниципальных учреждений;
- организация деятельности по участию граждан в бюджетном процессе в рамках системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов в сфере управления общественными финансами, результатах их общественных обсуждений;
- реализация концепции "Электронный бюджет" в сфере управления муниципальными финансами.
Для популяризации финансовой информации на сайте необходимы:
- обеспечение информирования населения о его функционировании;
- создание отдельных разделов, адаптированных для целевых аудиторий;
- обеспечение ведения актуализируемой новостной ленты, отражающей последние события в финансовом секторе.
Повышение открытости и публичности информации о деятельности органов Городской Управы города Калуги необходимо осуществлять на всех стадиях бюджетного процесса, что позволит обеспечить качественное улучшение системы управления муниципальными финансами.


------------------------------------------------------------------