Приказ Министерства образования и науки Калужской обл. от 31.03.2014 N 643 "Об утверждении требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Калужской области"



Зарегистрировано в администрации Губернатора Калужской обл. 14 апреля 2014 г. № 4303
------------------------------------------------------------------

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПРИКАЗ
от 31 марта 2014 г. № 643

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1921-р и в соответствии с положением о министерстве образования и науки Калужской области
ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Калужской области (приложение 1).
2. Профессиональным образовательным организациям Калужской области при организации образовательного процесса с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья руководствоваться указанными требованиями.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра - начальника управления профессионального образования и науки В.В.Доможира.

И.о. министра
Н.В.Алексанова





Приложение № 1
к Приказу
министерства образования и науки
Калужской области
от 31 марта 2014 г. № 643

ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КАЛУЖСКОЙ
ОБЛАСТИ

1. Организационно-нормативные требования к профессиональным
образовательным организациям

1.1. В профессиональной образовательной организации должно быть создано структурное подразделение, основной целью деятельности которого является создание специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В задачи такого структурного подразделения должны входить профориентационная работа с обучающимися в общеобразовательных организациях, абитуриентами, сопровождение инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их социокультурная реабилитация, решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, реализация программ дистанционного обучения инвалидов, содействия трудоустройству выпускников-инвалидов, развитие безбарьерной среды в образовательной организации.
В случае если в профессиональной образовательной организации невозможно создание отдельного структурного подразделения, его функции должны быть переданы существующим структурным подразделениям или назначены ответственные лица из штатных сотрудников, что отражается в их положениях.
1.2. Организация деятельности по организации получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами должна регулироваться локальными нормативными актами профессиональной образовательной организации: уставом, положением о структурном подразделении, ответственном за инклюзивное образование, положением об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся, порядком обучения по индивидуальному учебному плану, режимом занятий обучающихся и др.
1.3. С целью обеспечения профессиональными образовательными организациями специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами необходимо ведение специализированного учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на этапах их поступления в профессиональную образовательную организацию, обучения и трудоустройства. Основными источниками сведений являются: приемная комиссия, учебная часть, информация, полученная педагогом, а также специализированный учет, осуществляемый профессиональной образовательной организацией. Основой учета должны стать общие сведения об обучающемся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами: фамилия, имя, отчество, имеющееся образование, данные о его семье, сведения о группе инвалидности, виде нарушения (нарушений) здоровья, рекомендации, данные по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей или по результатам медико-социальной экспертизы и иные сведения. При сборе сведений должно быть получено согласие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или инвалида на обработку его персональных данных.
Профильным министерствам Калужской области, имеющим подведомственные профессиональные образовательные организации, где обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья или инвалиды, необходимо определить организацию, ответственную за ведение специализированного учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на этапах их поступления в профессиональную образовательную организацию, обучения и трудоустройства.

2. Требования к кадровому обеспечению профессиональной
образовательной организации

2.1. С целью улучшения качества обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов, улучшения психологического климата, социальной защиты и внедрения современных технических средств обучения профессиональной образовательной организации необходимо провести оптимизацию штатной структуры для организации сопровождения на всем протяжении обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов социальными педагогами (педагогами-психологами), а при необходимости сурдопереводчиком, сурдопедагогом, тифлопедагогом и другими специалистами.
2.2. Педагогические работники профессиональных образовательных организаций должны пройти программы профессиональной переподготовки с включением модуля по осуществлению инклюзивного образования с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека.
2.3. В случае необходимости в штат профессиональных образовательных организаций должны быть введены должности сурдопедагога, сурдопереводчика для обеспечения образовательного процесса обучающихся с нарушением слуха, тифлопедагога для обеспечения образовательного процесса обучающихся с нарушением зрения.

3. Требования к работе с абитуриентами из числа лиц
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

3.1. Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должна способствовать их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению и связана с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации, коррекции и компенсации.
3.2. На сайте профессиональной образовательной организации в сети Интернет должен быть создан специальный раздел (страница), отражающий наличие в образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья или инвалидами, образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека, виды и формы сопровождения обучения, использование специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья или инвалидами.

4. Требования к доступности зданий и сооружений
профессиональных образовательных организаций и безопасного
в них нахождения

4.1. Территория профессиональной образовательной организации должна соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В профессиональных образовательных организациях необходимо обеспечить доступность путей движения, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, контрастную окраску дверей и лестниц и др.
В здании должен быть оборудован как минимум одни вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Помещения, где могут находиться лица, передвигающиеся на креслах-колясках, следует размещать на уровне доступного входа. В случае необходимости информационная система для ориентации должна включать визуальную, звуковую или тактильную информацию.
4.2. В профессиональной образовательной организации необходимо предусматривать возможность оборудования специальных мест для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В общем случае в стандартной аудитории необходимо первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для обучающихся с нарушениями зрения и слуха, а для обучающихся, передвигающихся в кресле-коляске, выделить 1 - 2 стола в ряду у дверного проема.
4.3. В профессиональной образовательной организации необходимо наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
4.4. Система сигнализации и оповещения профессиональной образовательной организации должна включать визуальную, звуковую или тактильную информацию для сигнализации об опасности и других важных мероприятиях. При проектировании зданий профессиональных образовательных организаций необходимо учитывать требования по организации безопасности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, предусмотренные СНиП 21-01 и ГОСТ 12.1.004.

5. Требования к материально-техническому обеспечению
образовательного процесса

5.1. В профессиональных образовательных организациях необходимо наличие специальных технических средств, компьютерной техники и специального программного обеспечения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
5.2. Набор таких средств и программ определяется профессиональной образовательной организацией из примерного перечня специальных технических средств и программного обеспечения самостоятельно исходя из конкретных ситуаций и индивидуальных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

6. Требования к адаптации образовательных программ
и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

6.1. Профессиональная образовательная организация должна обеспечить обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин, включив их в вариативную часть программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программ подготовки специалистов среднего звена. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор адаптационных дисциплин определяется профессиональной образовательной организацией самостоятельно исходя из конкретных ситуаций и индивидуальных потребностей обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
6.2. Выбор методов обучения, осуществляемых профессиональной образовательной организацией, должен быть обусловлен целями и содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
6.3. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды должны обеспечиваться профессиональной образовательной организацией печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
6.4. При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов профессиональная образовательная организация должна учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций.
6.5. В профессиональной образовательной организации должны быть созданы фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой. Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается профессиональной образовательной организацией с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
6.6. Профессиональная образовательная организация при необходимости разрабатывает индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При этом возможно увеличение срока обучения, но не более чем на полгода. При составлении индивидуального плана обучения должны быть предусмотрены различные варианты проведения занятий (в академической группе и индивидуально), на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий.
6.7. Профессиональная образовательная организация взаимодействует с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями в целях содействия трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Основными формами такого взаимодействия являются презентации и встречи работодателей с обучающимися старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги и т.п. В программах подготовки в рамках адаптационных дисциплин профессиональная образовательная организация должна предусматривать подготовку выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к трудоустройству как к следующему этапу социализации.

7. Требования к организации образовательного процесса
с использованием дистанционных образовательных технологий

7.1. Средства организации электронного обучения профессиональной образовательной организации (сайт, контент) должны позволять осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нарушений функций организма человека, т.е. обладать универсальным дизайном.
7.2. Подбор и обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов учебно-методическими ресурсами должны проводиться с учетом предоставления материала в различных формах и зависеть от потребностей обучающихся.
7.3. При организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий профессиональной образовательной организацией должно обеспечиваться сочетание on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы. При этом эффективными формами онлайн-занятий могут быть вебинары, семинары, выступления с докладами и защита выполненных работ, проведение тренингов.

8. Требования к комплексному сопровождению образовательного
процесса и здоровьесбережению

8.1. Профессиональная образовательная организация должна осуществлять комплексное сопровождение образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с рекомендациями учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-педагогической комиссии. При этом сопровождение включается в структуру образовательного процесса.

Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности обучающихся в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования, помощь в организации самостоятельной работы и индивидуальных консультаций, помощь в прохождении промежуточных аттестаций. Психолого-педагогическое сопровождение направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося. Медицинско-оздоровительное направлено на сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемость к учебе.
8.2. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов профессиональная образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. При этом учитывается вид и тяжесть нарушений организма обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и инвалида.
8.3. Профессиональная образовательная организация должна быть оснащена спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с различными нарушениями функций организма человека.
8.4. Профессиональная образовательная организация обязана сформировать толерантную профессиональную и социокультурную среду, способствующую формированию готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, способности воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов целесообразно использовать волонтерское движение среди студентов.
8.5. В профессиональной образовательной организации необходима организация медицинского пункта для оказания первой медицинской помощи, пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни в виде лекций, бесед и наглядной агитации.


------------------------------------------------------------------