Постановление Главы администрации муниципального района "Г. Киров и Кировский район" от 11.12.2014 N 2703 "О внесении изменений в постановление Кировской районной администрации от 31.10.2013 N 2327 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры и искусства Кировского района"



КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
КИРОВСКАЯ РАЙОННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"ГОРОД КИРОВ И КИРОВСКИЙ РАЙОН"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. № 2703

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КИРОВСКОЙ РАЙОННОЙ
АДМИНИСТРАЦИИ ОТ 31.10.2013 № 2327 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
КИРОВСКОГО РАЙОНА"

На основании статьи 7 Устава муниципального района "Город Киров и Кировский район" Кировская районная администрация
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Кировской районной администрации от 31.10.2013 № 2327 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры и искусства Кировского района" следующие изменения:
- приложение к постановлению "Паспорт муниципальной программы "Развитие культуры и искусства Кировского района" изложить в новой редакции (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы по социальным вопросам Кропачева Г.В.
3. Настоящее Постановление вступает в силу после его опубликования и подлежит размещению на официальном сайте муниципального района "Город Киров и Кировский район".

Глава Кировской районной администрации
И.Н.Феденков





Приложение
к Постановлению
Кировской районной администрации
от 11 декабря 2014 г. № 2703

Паспорт
муниципальной программы "Развитие культуры и искусства
Кировского района"

1. Ответственный исполнитель муниципальной программы

Кировская районная администрация - отдел культуры
2. Соисполнители и участники муниципальной программы

- Отдел культуры Кировской районной администрации;
- отдел финансов Кировской районной администрации;
- отдел ЗАГС Кировской районной администрации;
- МКУ "Кировский районный центр культуры и искусства";
- МКУ "Централизованная библиотечная система";
- МКУ "Сельские дома культуры"
3. Цель муниципальной программы

- Создание условий для улучшения доступа граждан Кировского района к культурным ценностям, информации и знаниям;
- повышение роли семьи в обществе
4. Задачи муниципальной программы

- Повышение конкурентоспособности культурных услуг, удовлетворяющих потребности всех социальных слоев населения в качественных услугах традиционной и современной культуры;
- развитие приоритетных направлений отрасли культуры в Кировском районе;
- повышение качества культурных услуг и сохранение историко-культурного потенциала муниципального района "Город Киров и Кировский район";
- улучшение демографической ситуации;
- охрана семьи, материнства, отцовства и детства;
- сохранение семейных ценностей;
- развитие национальных традиций бракосочетания
5. Подпрограммы муниципальной программы


6. Индикаторы муниципальной программы
-
- Количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды, единиц;
- охват библиотечным обслуживанием населения, %;
- количество массовых мероприятий, проводимых библиотеками, единиц;
- количество клубных формирований, единиц;
- количество методических материалов, единиц;
- количество единиц хранения музейных ценностей в области районного краеведения, военной истории, мировой художественной культуры;
- количество организованных выставок музейных ценностей в области современного национального изобразительного искусства, единиц;
- количество посетителей Кировского историко-краеведческого музея, тыс. чел.;
- количество массовых мероприятий, проводимых учреждениями культуры, единиц
7. Сроки и этапы реализации муниципальной программы

Программа реализуется в два этапа:
I этап: 2014 год;
II этап: 2015 - 2020 годы.
8. Объемы финансирования муниципальной программы
Источник финансирования
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Итого (тыс. рублей)
Районный бюджет
40857
37272
36721
38614
39772
40965
42194
276395
9. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы

В количественном выражении:
- увеличение доли представленных зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда на 6% по сравнению с 2012 годом;
- увеличение посещаемости музейных учреждений (посещений на 1 жителя в год) с 0,12 по сравнению с 2012 годом;
- увеличение численности участников культурно-досуговых формирований на 0,8 тыс. человек по сравнению с 2012 годом;
- повышение уровня удовлетворенности жителей Кировского района качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры до 85%;
- увеличение доли публичных библиотек, подключенных к сети Интернет, в общем количестве библиотек Кировского района до 100%;
- увеличение количества выставочных проектов, осуществляемых музеями Кировского района, до 60%;
- увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей возраста с 6 - 18 лет на 1%;
- увеличение количества экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек Кировского района на 1 тысячу жителей до 95 экземпляров.
В качественном выражении:
- создание благоприятных условий доступа населения к культурным ценностям;
- увеличение числа жителей, пользующихся услугами культурно-досуговых учреждений;
- разнообразие форм культурно-досуговой деятельности по эстетическому воспитанию населения и приобщение его к самобытным культурным ценностям;
- создание условий для равноправного участия населения в творческом процессе, повышение творческого, морально-нравственного и интеллектуального уровня населения, снижение социального напряжения;
- обеспечение развития музейного дела;
- увеличение посещаемости киносеансов;
- активизация работы по пропаганде здорового образа жизни;
- расширение направлений и форм обслуживания читателей в библиотеках Кировского района;
- активизация информационной деятельности библиотек;
- укрепление материально-технической базы общедоступных библиотек;
- модернизация деятельности библиотек Кировского района для повышения уровня обслуживания населения;
- создание условий для повышения роли семьи;
- сохранение основных ценностей семьи во время торжественных церемоний, связанных с государственной регистрацией рождения двойни, тройни, третьего и более ребенка в семье;
- привлечение внимания к полным, многодетным семьям;
- улучшение демографической обстановки;
- снижение количества расторжений браков

1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной
программы

Культура Кировского района является неотъемлемой частью культуры Калужской области и России, вносит в общую картину духовной жизни свое неповторимое своеобразие, является важнейшим ресурсом социально-экономического развития района. Районная культурная политика, ключевым компонентом которой являются традиции, сформированные на истории земли Кировской, должна способствовать воспитанию у населения патриотизма, гражданственности, создавать необходимую атмосферу для созидательного и творческого труда.
В муниципальное казенное учреждение "Кировский районный центр культуры и искусства" входят пять структурных подразделений:
- Дворец культуры "Юбилейный";
- городской Дом культуры "Гармония";
- Дом культуры "Жилино";
- киноконцертный зал;
- историко-краеведческий музей.
В данных учреждениях функционируют 57 клубных формирований, в которых занимаются и проводят свободное время более 1 тысячи человек. На территории муниципального района "Город Киров и Кировский район" действуют и развиваются 9 творческих коллективов, имеющих высокое звание "Народный самодеятельный коллектив". Эти коллективы постоянно занимают призовые места на Всероссийских и областных смотрах-конкурсах. Среди них:
- народный муниципальный оркестр русских народных инструментов;
- народный инструментальный ансамбль "Орнамент";
- народный ансамбль песни и танца;
- народный вокально-инструментальный ансамбль "Марафон";
- народный хор ветеранов войны и труда;
- народный драматический театр;
- народный театр эстрады "Кировчанка";
- народный детский духовой оркестр "Озорники";
- народный детский танцевальный коллектив "Забавушка".
Муниципальное казенное учреждение "Сельские дома культуры" включает в себя 16 учреждений, осуществляющих организацию и проведение культурно-массовых мероприятий на селе.
Учреждениями культуры Кировского района ежегодно проводится свыше 880 мероприятий, направленных на решение социальных проблем. Работниками культуры ведется планомерная работа по организации досуга детей, подростков, молодежи, семейного отдыха, по профилактике наркомании, ВИЧ-инфекции, алкоголизма, безнадзорности и правонарушений, по пропаганде здорового образа жизни. С каждым годом показатель проводимых культурно-досуговых мероприятий повышается, а качество их подготовки и проведения растет.
Кировский историко-краеведческий музей является одним из самых крупных музеев области по всем фондам. В течение года мероприятия музея посещают около 10,5 тыс. человек, в том числе 6 тыс. детей. Сотрудниками музея интенсивно ведется научно-исследовательская работа с документами архивов, исторической и справочной литературой. При музее работают общественные организации: военно-мемориальная группа "Поиск", литературное объединение "Ритм", Кировское региональное отделение Международной ассоциации "Мир через культуру" и 2 научных общества - отделение Русского географического общества и "Энциклопедия русских деревень".
Важнейшие социальные и коммуникативные функции выполняют библиотеки, являющиеся одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры Кировского района. Население Кировского района обслуживают 23 библиотеки, из них: 7 городских и 16 сельских библиотек. При методико-библиографическом отделе централизованной библиотечной системы работает центр правовой информации для населения района.
Совокупный библиотечный фонд составляет 299595 экземпляров документов. Из фондов библиотек в год выдается 379144 экземпляров документов.
Деятельность учреждений культуры направлена на сохранение и развитие культурной среды района в целях приобщения кировчан и гостей района к культурно-историческому наследию района, получения новых знаний, обеспечения доступности культурных благ для всех социальных слоев населения.
Программа предусматривает систему мер, представляющих собой комплекс взаимосвязанных специальных организационных, торжественных мероприятий с соответствующим финансовым обеспечением.
В Кировском районе отмечается положительная тенденция к увеличению рождаемости, желающих вступить в брак, а именно за 9 месяцев 2013 года количество зарегистрированных браков увеличилось на 35, количество актов о рождении увеличилось на 44 по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.
В 2012 году 72 матери зарегистрировали рождение своих детей как матери-одиночки в этот период, за 3 квартал 2013 года этот показатель снизился на 17.
В современных условиях, когда происходят переосмысление ценностей, процесс реформирования общества, когда возникает вопрос о путях развития нации, важно определить место семьи в происходящих преобразованиях.

Прочность государства определяется прочностью семьи. В последнее время постоянно подчеркивается непроходящая ценность семьи в жизни и развитии человека, важность семьи в обществе, ее роль в воспроизводстве населения, в воспитании новых поколений, принимаются меры по развитию и государственной поддержке института семьи в нашей стране. Среди этих мер важное место занимают семейные обряды и праздники, способствующие укреплению семьи, повышению ее роли в обществе, формированию уважительного отношения к семье и личности.
Проведение юбилеев совместной жизни, государственная регистрация рождения и заключения брака в торжественной обстановке отделом ЗАГС способствуют выполнению данной задачи.

1.1. Основные проблемы в сфере реализации муниципальной
программы

Программными мероприятиями планируется охватить около 16 тыс. человек, что составляет 50% населения. В то же время в сфере культуры остается ряд проблем.
Несмотря на применяемые меры по сохранению кадрового потенциала и повышению квалификации работников культуры, по-прежнему стоит вопрос обеспечения учреждений культуры молодыми кадрами. Уровень материально-технических ресурсов, определяющих потенциал учреждений культуры, не соответствует требованиям сегодняшнего дня.
Актуальной проблемой остается обеспечение культурно-досуговых учреждений музыкальными инструментами, звуковой и световой аппаратурой, мебелью, компьютерной техникой, сценическими костюмами и танцевальной обувью.
В настоящее время острой проблемой остается сохранение и пополнение библиотечных фондов книгами и периодическими изданиями. Фонды библиотек приходят в негодность, количество списанных книг превышает количество поступающих.
В условиях развития информационного общества становится все более очевидной необходимость создания областной информационно-библиотечной компьютерной сети, посредством которой любой пользователь библиотеки получит доступ к информационным ресурсам не только Калужской области, но и Российской Федерации.
Решение обозначенных проблем возможно осуществить программно-целевым методом, который дает возможность прогнозировать и оценивать результаты работы, эффективно расходовать финансовые ресурсы и координировать деятельность различных учреждений культуры.
Программа ориентирована на оптимизацию развития отрасли, призвана обеспечить максимальное соответствие ее современным потребностям населения, повышение роли культуры в формировании активной личности.
Бракосочетание знаменует чрезвычайную веху в человеческой жизни, издавна существует потребность отметить его по-особому. Не случайно поэтому даже в далекие исторические времена процедура заключения брака у всех народов превращалась в яркий, самобытный праздник.
Нашим отделом ЗАГСа немало делается для подготовки молодежи к такому серьезному шагу, как создание семьи. Однако при создании условий для рассмотрения социальных аспектов будущих супружеских обязанностей, их эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, на которой зиждется семья, существует ряд проблем:
- недостаточная информированность молодых людей о семье, об этой сложной стороне межличностных отношений;
- необходимость оптимизации процесса самоопределения молодых в сфере личной жизни с привлечением средств массовой информации и общественного мнения;
- привлечение работников ЗАГСа для активного участия в проведении лекториев, тематических вечеров, освещении вопросов, связанных с семейными отношениями.

1.2. Прогноз развития сферы реализации муниципальной
программы

Важнейший показатель состояния сферы культуры - расширение спектра услуг, оказываемых населению, его динамика является одним из главных индикаторов эффективности государственной политики в сфере культуры.
В результате реализации программы прогнозируются:
- увеличение количества экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек Кировского района на 1 тысячу жителей, с 65 экземпляров в 2014 году до 130 экземпляров в 2020 году;
- увеличение доли представленных зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда на 2% в 2020 году по сравнению с 2014 годом;
- увеличение посещаемости музейных учреждений (посещений на 1 жителя в год) с 0,31% 2014 году до 0,42% в 2020 году;
- увеличение численности участников культурно-досуговых формирований с 3,1 тыс. человек в 2014 году до 3,8 тыс. человек к 2020 году;
- повышение уровня удовлетворенности жителей Кировского района качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры с 74% в 2014 году до 85% в 2020 году;
- увеличение доли публичных библиотек, подключенных к сети Интернет, в общем количестве библиотек Кировского района с 60% в 2014 году до 100% в 2020 году;
- увеличение количества выставочных проектов, осуществляемых музеем Кировского района, с 30% в 2014 году до 80% в 2020 году;
- увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей возраста с 6 - 18 лет на 1% в 2020 году к 2014 году.

2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации
муниципальной программы, цели, задачи и индикаторы
достижения целей и решения задач, основные ожидаемые
конечные результаты муниципальной программы, сроки
и этапы реализации

2.1. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации
муниципальной программы

Приоритеты муниципальной политики в сфере культуры установлены следующими стратегическими документами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калужской области:

- Указ Президента от 07.06.2013 № 548 "О дополнительных мерах поддержки культуры и искусства в Российской Федерации";
- приказ Министерства культуры России от 06.08.2013 № 1091 "Об утверждении перечня дополнительной необходимой информации, предоставляемой гражданам-потребителям услуг о деятельности учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры РФ";
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008);

- приказ Минкультуры России от 28.06.2013 № 920 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами государственной власти и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников";
- постановление Правительства Калужской области от 28.02.2013 № 106 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Калужской области";
- Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года (постановление Правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250).

2.2. Цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения
задач муниципальной программы

Целью муниципальной программы "Развитие культуры и искусства Кировского района" (далее - муниципальная программа) является совершенствование и развитие отрасли культуры и повышение роли семьи в Кировском районе.
Достижение данной цели предполагается посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
- повышение конкурентоспособности культурных услуг, удовлетворяющих потребности всех социальных слоев населения в качественных услугах традиционной и современной культуры;
- развитие приоритетных направлений отрасли культуры в Кировском районе;
- повышение качества культурных услуг и сохранение историко-культурного потенциала;
- улучшение демографической ситуации;
- охрана семьи, материнства, отцовства и детства;
- сохранение семейных ценностей;
- развитие национальных традиций бракосочетания.
- Эффективность реализации муниципальной программы будет ежегодно оцениваться на основании следующих целевых индикаторов:

СВЕДЕНИЯ
об индикаторах муниципальной программы и их значениях

П/п
Наименование индикатора
Ед. изм.
Значение по годам
2012 (отчет)
2013 (оценка)
реализации государственной программы
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
"Развитие культуры и искусства Кировского района"
1
Количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды
ед.
1983
1900
1900
1900
1900
1900
1900
1900
1900
2
Охват библиотечным обслуживанием населения
%
35,57
35,58
35,59
36,0
36,2
36,3
36,4
36,5
36,5
3
Количество массовых мероприятий, проводимых библиотеками
ед.
820
825
830
835
840
845
850
855
860
4
Количество клубных формирований
ед.
240
240
240
240
240
240
240
240
240
5
Количество методических материалов
ед.
160
162
163
164
165
166
167
168
169
6
Количество единиц хранения музейных ценностей в области районного краеведения, военной истории, мировой художественной культуры
ед.
16505
16507
16509
16510
16511
16512
16512
16512
16512
7
Количество организованных выставок музейных ценностей в области современного национального изобразительного искусства
ед.
8
9
12
16
16
16
16
16
16
8
Количество посетителей Кировского историко-краеведческого музея
тыс. чел.
6,7
6,9
7,1
7,2
7,4
7,4
7,4
7,4
7,4
9
Количество массовых мероприятий, проводимых учреждениями культуры
ед.
4580
4581
4581
4581
4581
4581
4581
4581
4581

2.3. Конечные результаты реализации муниципальной программы

Основные ожидаемые к 2020 году конечные результаты реализации муниципальной программы:
в количественном выражении:
- увеличение доли представленных зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда на 8,5% по сравнению с 2012 годом;
- увеличение посещаемости музейных учреждений (посещений на 1 жителя в год) с 0,24 по сравнению с 2012 годом;
- увеличение численности участников культурно-досуговых формирований на 1,3 тыс. человек по сравнению с 2012 годом;
- повышение уровня удовлетворенности жителей Кировского района качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры до 90%;
- увеличение доли публичных библиотек, подключенных к сети Интернет, в общем количестве библиотек Кировского района до 100%;
- увеличение количества выставочных проектов, осуществляемых музеями Кировского района, до 85%;
- увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей возраста с 6 - 18 лет на 3%;
- увеличение количества экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек Кировского района на 1 тысячу жителей до 130 экземпляров;
в качественном выражении:
- создание благоприятных условий доступа населения к культурным ценностям;
- увеличение числа жителей, пользующихся услугами культурно-досуговых учреждений;
- разнообразие форм культурно-досуговой деятельности по эстетическому воспитанию населения и приобщение его к самобытным культурным ценностям;
- создание условий для равноправного участия населения в творческом процессе, повышение творческого, морально-нравственного и интеллектуального уровня населения, снижение социального напряжения;
- обеспечение развития музейного дела;
- увеличение посещаемости киносеансов;
- активизация работы по пропаганде здорового образа жизни;
- расширение направлений и форм обслуживания читателей в библиотеках Кировского района;
- активизация информационной деятельности библиотек;
- укрепление материально-технической базы общедоступных библиотек;
- модернизация деятельности библиотек Кировского района для повышения уровня обслуживания населения;
- создание условий для повышения роли семьи;
- сохранение основных ценностей семьи во время торжественных церемоний, связанных с государственной регистрацией рождения двойни, тройни, третьего и более ребенка в семье;
- привлечение внимания к полным, многодетным семьям;
- улучшение демографической обстановки;
- снижение количества расторжений браков.

2.4. Сроки и этапы реализации муниципальной программы

Программа реализуется в 2014 - 2020 годах в два этапа:
1-й этап: 2014 год:
- формирование правовых, организационных и методических условий, необходимых для эффективной реализации муниципальной программы, в том числе формирование и апробация кластерного подхода в развитии отрасли культуры;
- создание условий для инвестиционной привлекательности и расширение спектра услуг в сфере культуры Кировского района;
- 2-й этап: 2015 - 2020 годы;
- повышение качества культурных услуг;
- оптимизация развития отрасли и обеспечение максимального ее соответствия современным потребностям населения;
- выявление и внедрение лучшего российского опыта управления в области культуры.

3. Обоснование выделения подпрограмм муниципальной программы

Реализация муниципальной программы планируется в рамках следующих основных мероприятий, в том числе:
- "Повышение конкурентоспособности культурных услуг, удовлетворяющих потребности всех социальных слоев населения в качественных услугах традиционной и современной культуры";
- "Развитие приоритетных направлений отрасли культуры в Кировском районе";
- "Повышение качества культурных услуг и сохранение историко-культурного потенциала муниципального района "Город Киров и Кировский район";
- "Пропаганда семейно-брачных отношений".

4. Обобщенная характеристика основных мероприятий
муниципальной программы

Для обеспечения прозрачной и понятной связи влияния основных мероприятий на достижение целей муниципальной программы, информация представленная в данном разделе, дает характеристику основных мероприятий муниципальной программы с акцентом на контрольные события, которые в большей степени затрагивают достижение целей муниципальной программы.

4.1. Повышение конкурентоспособности культурных услуг,
удовлетворяющих потребности всех социальных слоев населения
в качественных услугах традиционной и современной культуры

Задача повышения конкурентоспособности культурных услуг, удовлетворяющих потребности всех социальных слоев населения в качественных услугах традиционной и современной культуры, услуг в области культуры муниципального района "Город Киров и Кировский район" решается посредством проведения мероприятий в рамках трех основных направлений:
- создание условий для улучшения доступа граждан к культурным ценностям, информации и знаниям;
- обеспечение сохранности культурных ценностей;
- создание эффективной инфраструктуры культуры, способной удовлетворять духовные и творческие потребности всех социальных категорий населения Кировского района.

4.1.1. Создание условий для улучшения доступа граждан
к культурным ценностям, информации и знаниям

Целью осуществления мероприятий по созданию условий для улучшения доступа граждан к культурным ценностям, информации и знаниям является увеличение количества населения, участвующего в клубных формированиях; количества выпущенных методических материалов по вопросам культурно-досуговой деятельности и количества проведенных творческих семинаров и мастер-классов, районных культурно-массовых акций; расширение свободного доступа читателя к фондам муниципальных общедоступных библиотек; улучшение материально-технической базы и внедрение современных информационных технологий в учреждениях культуры.
В целях осуществления реализации данных мероприятий предполагается привлечение средств инвесторов.

4.1.2. Обеспечение сохранности культурных ценностей

Музейное дело в Кировском районе нуждается в сознательной и плановой модернизации, форматировании под актуальные процессы развития региона. При этом не должна быть упущена его вневременная задача - сохранение культурного наследия в специфическом формате существования музейных фондов.
Приоритетные направления развития музейного дела определяются из основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и Правительства Калужской области:
- создание музейного бренд-менеджмента, способствующего формированию позитивного образа Кировского района;
- модернизация основных фондов музеев;
- повышение уровня экономической эффективности от различных форм деятельности музеев;
- обеспечение более широкого доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям.
Целью осуществления мероприятий по обеспечению сохранности культурных ценностей является организация услуг в отрасли культуры, удовлетворяющих духовные и творческие потребности всех социальных слоев населения района.
Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить сохранение и пополнение музейных фондов, создать современные экспозиции при условии удовлетворения интересов консервативного музейного сообщества, внедрить новые информационные технологии в деятельности музеев и осуществить ремонтно-реставрационные работы зданий, в которых в настоящее время располагаются музеи.
Для решения задач культурного развития музеев:
- внедрение программного подхода к определению стратегии и тактики развития музейной деятельности;
- концентрация бюджетных средств на наиболее важных направлениях сохранности музейного фонда;
- создание и развитие инфраструктуры (материальной и информационной) музеев;
- редакционная подготовка рукописи и издание путеводителя по залам музея;
- закупка предметов музейного значения (документы и вещи);
- закупка специального музейного оборудования (витрины).

4.1.3. Создание эффективной инфраструктуры культуры,
способной удовлетворять духовные и творческие потребности
всех социальных категорий населения Кировского района

Реализация мероприятий по созданию эффективной инфраструктуры, способной удовлетворять духовные и творческие потребности всех социальных категорий населения, будет осуществляться после вступления в силу программы. Однако ключевое значение данные мероприятия будут иметь после 2014 года, что соответствует третьему этапу реализации программы, предполагающему организацию работы по повышению качества, расширение спектра услуг учреждений культуры.
Основной задачей в рамках данного направления является создание системы поддержки культурно-досуговой деятельности клубных учреждений, возрождение и развитие коллективов художественной самодеятельности, народного творчества, ремесел и формирование высокоэффективной сферы культурного досуга и рационального использования имеющихся ресурсов, существующих учреждений культуры района.
Достижение поставленной цели осуществляется путем реализации мероприятий культурно-досуговой деятельности в электронных и печатных средствах массовой информации, в сети Интернет, на телевидении.

4.2. Развитие приоритетных направлений культуры
в Кировском районе

В связи с актуальностью сохранения и модернизации учреждений культуры, обусловленной ролью культуры в формировании эстетических потребностей в жизни общества, на сегодняшний день в муниципальном районе "Город Киров и Кировский район" являются приоритетными следующие направления отрасли культуры:
- развитие и поддержка профессионального искусства;
- совершенствование видов и форм культурной деятельности;
- обеспечение устойчивого развития учреждений культуры.
По мере развития культурной политики района, ключевым компонентом которой являются традиции, сформированные на истории земли Кировской, в силу влияния внутренних и внешних факторов не исключена возможность трансформации и изменения (укрупнения или выделения самостоятельных направлений) данных направлений культуры.

4.2.1. Развитие и поддержка профессионального искусства
на территории Кировского района

Перспективным направлением для муниципального района "Город Киров и Кировский район" является развитие и поддержка профессионального искусства, системы художественного образования, воспитания и досуга.
Развитие данного направления предполагает выработку политики и нормативное правовое регулирование в сфере художественного образования; повышение социального статуса и престижа художественного образования; создание условий для получения художественного образования и приобщения к искусству и культуре всех групп населения, особенно детей, подростков и молодежи; разработка мер по привлечению талантливой и профессионально подготовленной молодежи для работы в отрасли культуры на территории Кировского района.
Для осуществления настоящей Программы предполагаются:
- совершенствование системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров учреждений отрасли культуры и искусства и обеспечение устойчивого развития традиционной системы отраслевого образования;
- поддержка художественного творчества в профессиональном искусстве путем совершенствования механизмов стимулирования творческих процессов в учреждениях культуры и обеспечения социальной защиты творческих работников;
- содействие и поддержка современного инновативного и экспериментального искусства;
- поддержка детского и молодежного творчества;
- развитие материально-технической базы учреждений культуры и искусства;
- развитие культурно-образовательной деятельности, направленной на детско-юношескую аудиторию, привлечение семейной аудитории, различных групп и категорий взрослого населения.
В ходе реализации программы планируются:
- привлечение инвесторов для развития профессионального искусства, художественного творчества путем совершенствования механизмов его поддержки, стимулирования процессов в творческих коллективах, занятых в сфере культуры;
- строительство объектов культуры (сельский Дом культуры в д. Буде) с привлечением средств из областного бюджета;
- обновление материально-технической базы учреждений культуры (комплектование библиотечного фонда, приобретение музыкальной аппаратуры и сценических костюмов) в рамках участия в госпрограмме Калужской области на условиях софинансирования.
Развитие отрасли культуры в рамках муниципальной программы будет способствовать разнообразию форм культурно-досуговой деятельности по эстетическому воспитанию населения и приобщению его к самобытным культурным ценностям.

4.2.2. Совершенствование видов и форм культурной
деятельности

Основой формирования благоприятной культурной среды на территории Кировского района является совершенствование видов и форм культурной деятельности, осуществляемой учреждениями культуры, социально-культурных технологий в соответствии с современными культурными запросами населения, расширение спектра предоставляемых культурных услуг, разнообразие форм деятельности учреждений культуры.
Развитию деятельности учреждений культуры способствуют формирование новых творческих коммуникаций, обеспечивающих доступ населения к культурным благам посредством расширения сети организаций культуры; увеличение числа площадок для предоставления культурных услуг населению в удаленных от центра города Кирова сельских поселениях посредством формирования "карты культурных центров" как центров культурного роста и развития территорий; использование открытых естественных пространств для внедрения инновативных форм проведения культурных событий; активизация деятельности организаций культуры, расположенных в сельских поселениях; организация и поддержка гастрольной, фестивальной и выставочной деятельности, расширение культурного обмена, проведение национальных, этнических, фольклорных фестивалей, смотров.
Для расширения географии районных мероприятий планируется формирование "карты культурных маршрутов", узловыми точками которой являются:
- осуществляемые культурные проекты;
- стимулирование интереса граждан к чтению, литературному и историческому наследию;
- создание условий для равного доступа населения к культурным благам, услугам, образованию в сфере культуры и выравнивания возможностей участия в культурной жизни независимо от уровня доходов, социального статуса, национальности и места проживания.
Муниципальная программа предполагает оптимизацию и модернизацию действующей сети учреждений культуры района путем создания интегрированных, универсальных, многопрофильных, учреждений, повышение комфортности культурных услуг.
Приоритетными для совершенствования деятельности учреждений культуры будут мероприятия, направленные на развитие творческих союзов и других общественных организаций, в том числе молодежных объединений; формирование кадрового потенциала культуры посредством выявления и поддержки талантливых детей и молодежи.

4.2.3. Обеспечение устойчивого развития учреждений культуры

Деятельность сферы культуры является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни Кировского района. Учреждения культуры и искусства выполняют образовательные, воспитательные, информационные, досуговые функции, способствуют формированию нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций населения.
Обеспечению устойчивого развития учреждений культуры способствуют модернизация материально-технической базы учреждений культуры и обеспечение инновационного развития сети учреждений культуры за счет инвестирования в технологическое обновление, повсеместное внедрение и распространение новых информационных технологий, обеспечение сохранности зданий и помещений, занимаемых организациями культуры, и строительство новых объектов недвижимости для целей культуры; пополнение и обеспечение сохранности библиотечного, музейного и кинофондов; совершенствование механизмов взаимодействия с общественными движениями и объединениями культурной направленности; создание оптимальных условий для ведомственной и межведомственной координации социально-культурных процессов.
Для решения задач, способствующих созданию условий для развития учреждений культуры, предполагается реализация следующих программных мероприятий:
- ремонт муниципальных объектов культуры (ремонт зрительного зала и крыши ДК "Юбилейный, замена окон МКУ "Централизованная библиотечная система");
- строительство сквера по ул. Пролетарской;
- повышение среднемесячной заработной платы работников отрасли культуры согласно "дорожной карте";
- проведение культурно-массовых мероприятий для поддержки культуры села;
- создание на базе историко-краеведческого музея "банка" народных художественных промыслов и организация выставок народных помыслов;
- организация межрегиональных фестивалей-конкурсов.
Реализация основных программных мероприятий в развитии отрасли культуры позволит повысить престиж и роль учреждений культуры в обществе, будет способствовать повышению творческого, морально-нравственного и интеллектуального уровня населения.

4.3. Пропаганда семейно-брачных отношений

Традиционные, веками выработанные торжества, определяющие различные вехи супружества, не только могут, но и должны быть объектами постоянного внимания администрации района и трудовых коллективов. И потому с учетом роли семьи они стали одним из главных составляющих работы сотрудников ЗАГСа.
Прежде всего работники ЗАГСа, обязаны сохранять, поддерживать и развивать эти традиции, пропагандировать их, способствовать их глубокому внедрению в быт. Потому что государство начинается в семье, а эти праздники помогают сохранить семью как государственную ячейку, источник воспитания и формирования людей, способных хранить и развивать то, что успели создать предыдущие поколения, не дать оскудеть духовно человечеству вообще и нашей России в частности.
Каждый обряд, ритуал, праздник требует постоянного совершенствования, обогащения новыми достижениями современной культуры. Необходимо, чтобы в обрядах различные компоненты и структурные элементы развивались в правильных соотношениях, постоянно повышался их эмоционально-психологический и эстетический потенциал, росла воспитательная роль. Обряды и праздники - немаловажный фактор формирования духовного мира человека. Современные праздники и обряды существуют в тесной связи как с многовековыми традициями, так и со сложившимися ныне общественными отношениями, политической и культурной жизнью общества.
Особое место среди семейных праздников занимают свадебные. История формирования любого народа, становления любой нации включает в себя огромное количество обрядов, ритуалов, обычаев. Но наиболее богаты и разнообразны свадебные обряды и традиции.
Именно семья, передавая традиции из поколения в поколение, меняя и совершенствования нации в данную историческую эпоху, стремилась пронести через толщу времени главное: любой обряд или ритуал должен служить сохранению нации, народа. Результатом этих тысячелетних усилий и стала семья в современном виде.
И сегодня должны быть созданы все условия для сохранения семьи, чтобы успешно решать эту во все времена актуальную задачу, необходимо знать истоки рождения и формирования семьи, ее историческое развитие и становление.
В ближайшем прогнозируемом периоде до 2020 года в сфере реализации программы будут:
- увеличение доступности услуг, оказываемых органами ЗАГС, в том числе и в электронном виде;
- совершенствование способов обмена информацией между органами ЗАГС и различными организациями;
- постоянное повышение профессионального уровня и ответственности работников органов ЗАГС;
- повышение уровня разъяснительной работы среди населения по вопросам регистрации актов гражданского состояния;
- укрепление позиций семьи с помощью внедрения новых торжественных обрядов;
- оказание помощи молодым семьям на ранних этапах становления.
Приоритетной задачей становится повышение уровня подготовки и проведения торжественных мероприятий, посвященных юбилейным датам, официальным праздникам.
Система основных мероприятий программы представлена в приложении к программе.

5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых
для реализации муниципальной программы

В данном разделе приводится информация об объемах финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы, и их обоснование в рамках основных мероприятий муниципальной программы.

5.1. Общий объем финансовых ресурсов, необходимый
для реализации муниципальной программы

Финансовое обеспечение программы предусматривает использование средств районного бюджета. Общий объем финансирования за счет средств районного бюджета составляет 276395 тыс. рублей.

Источник финансирования
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Итого (тыс. руб.)
Объем средств, заложенных в районном бюджете
40857
37272
36721
38614
39772
40965
42194
276395

Объем финансирования может меняться в связи с изменением уровня инфляции.
Следует отметить следующие риски, существующие при реализации программы, которые могут повлиять на развитие отрасли культуры в Кировском районе:
- макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики, высокой инфляцией и кризисом банковской системы;
- финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования.

5.2. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых
для реализации программы

N
Наименование основного мероприятия, показателей
Значения по годам реализации программы (тыс. руб.)
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Итого
1
Развитие приоритетных направлений отрасли культуры в Кировском районе
3500
203
0
0
500
500
500
5203
2
Повышение качества культурных услуг и сохранение историко-культурного потенциала
0
0
0
0
60
60
60
180
3
Пропаганда семейно-брачных отношений
53
55
57
57
57
57
57
393
4
Расходы на обеспечение деятельности и содержание учреждений культуры
33674
33483
33125
35010
35555
36718
37927
245492
5
Расходы на обеспечение деятельности и содержание отдела культуры
3630
3531
3539
3547
3600
3630
3650
25127

Итого
40857
37272
36721
38614
39772
40965
42194
276395

6. Механизм реализации программы

Ответственный исполнитель программы - Кировская районная администрация - отдел культуры.
Механизм реализации программы основан на скоординированных действиях исполнителей и участников программных мероприятий по достижению намеченных целей. Выполнение мероприятий предусматривается осуществлять на основе открытости, добровольности, взаимовыгодном сотрудничестве, обеспечивает широкие возможности для участия всех заинтересованных юридических и физических лиц.
Ответственный исполнитель программы ежегодно с учетом анализа хода реализации программы уточняет объемы средств, необходимых для финансирования мероприятий программы в очередном финансовом году, и составляет по мере формирования районного бюджета.





Приложение № 1
к муниципальной Программе
"Развитие культуры и искусства
Кировского района"

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ
И ИСКУССТВА КИРОВСКОГО РАЙОНА"

№ п/п
Наименование мероприятий
Срок реализации
Участник программы
Источник финансирования
Сумма расходов (тыс. руб.)
В том числе по годам реализации программы
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020

Цель: создание условий для улучшения доступа граждан района к культурным ценностям, информации и знаниям
1
Задача № 1. Сохранение и эффективное использование культурного достояния района
1.1
Создание условий для улучшения доступа граждан к культурным ценностям, информации и знаниям
1.1.1
Анализ потребностей учреждений культуры во внедрении современных информационных технологий
2014 - 2020 гг.
Отдел культуры, структурные подразделения районной администрации
Не требует финансирования








1.2
Обеспечение сохранности культурных ценностей
1.2.1
Разработка нормативных правовых актов, направленных на создание социально-экономических условий для развития отрасли культуры
2014 - 2020 гг.
Министерство культуры Калужской области, отдел культуры
Не требует финансирования








1.2.2
Оказание информационно-консультационной и методической помощи по реализации новых инвестиционных проектов в сфере культуры
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры, отдел социально-экономического развития
Не требует финансирования








1.3
Создание эффективной инфраструктуры культуры, способной удовлетворять духовные и творческие потребности всех социальных категорий населения Кировского района
1.3.1
Продвижение услуг учреждений культуры в электронных и печатных средствах массовой информации, Интернете и на телевидении
2014 - 2020 гг.
Отдел культуры
Не требует финансирования








1.3.2
Информационное наполнение страницы, освещающей вопросы развития отрасли культуры, на официальном сайте администрации
2014 - 2020 гг.
Отдел культуры
Не требует финансирования








2
Задача № 2. Развитие приоритетных направлений культуры в Кировском районе
2.1
Создание условий для совершенствования видов и форм культурной деятельности
2.1.1
Оптимизация действующей сети учреждений культуры района
2014 - 2020 гг.
МКУ "Кировский районный центр культуры и искусства", отдел культуры
Не требует финансирования








2.2
Создание условий для обеспечения устойчивого развития учреждений культуры
2.2.1
Ремонт крыши киноконцертного зала
2014 - 2015 гг.
Отдел культуры, отдел по муниципальному хозяйству
Районный бюджет
3703
3500
203
0
0
0
0
0
2.2.2
Ремонт здания МКУ "Централизованная библиотечная система"
2018 - 2020 гг.
Отдел культуры
Районный бюджет
1500
0
0
0
0
500
500
500

ИТОГО
5203
3500
203
0
0
500
500
500
3
Задача № 3. Повышение качества культурных услуг и сохранение историко-культурного потенциала Кировского района

Повышение квалификации и уровня подготовки кадров в сфере культуры
3.1.1
Повышение квалификации специалистов в сфере культуры
2014 - 2020 гг.
Отдел культуры
Районный бюджет
180




60
60
60
ИТОГО
180




60
60
60
ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ
5383
3500
203
0
0
560
560
560


------------------------------------------------------------------