Постановление Главы администрации муниципального района "Боровский район" от 29.08.2014 N 2445 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в муниципальном районе "Боровский район" на 2014 - 2016 годы"



КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "БОРОВСКИЙ РАЙОН"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2014 г. № 2445

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО
И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ "БОРОВСКИЙ РАЙОН"
НА 2014 - 2016 ГОДЫ"

В связи с организационно-штатными мероприятиями в структурных подразделениях администрации МО муниципального района "Боровский район" на основании постановления от 15 мая 2014 года № 1360 "О проведении организационно-штатных мероприятий в структурных подразделениях администрации МО муниципального района "Боровский район" и передачей функций отдела туризма в отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Считать утратившим силу постановление № 3931 от 30.12.2013 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в муниципальном районе "Боровский район" на 2014 - 2016 гг.".
2. Утвердить в новой редакции прилагаемую муниципальную программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в муниципальном районе "Боровский район" на 2014 - 2016 гг." (далее - Программа).
3. Отделу культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район" обеспечить организацию работы по исполнению Программы и контроль за ходом ее реализации.
4. Отделу финансов администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район" производить финансирование Программы в пределах выделенных бюджетных ассигнований на финансовый год.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы администрации по социальной политике А.К.Гладкого.

Глава администрации
муниципального образования
муниципального района
"Боровский район"
Г.С.Новосельцев





Приложение
к Постановлению
администрации
муниципального образования
муниципального района
"Боровский район"
от 29 августа 2014 г. № 2445

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В МУНИЦИПАЛЬНОМ
РАЙОНЕ "БОРОВСКИЙ РАЙОН" НА 2014 - 2016 ГОДЫ"

ПАСПОРТ
муниципальной программы муниципального образования
муниципального района "Боровский район" "Развитие
внутреннего и въездного туризма в муниципальном образовании
муниципального района "Боровский район" на 2014 - 2016 годы"

1. Ответственный исполнитель муниципальной программы
Администрация муниципального образования муниципального района "Боровский район"
2. Соисполнители муниципальной программы
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
3. Цели муниципальной программы
Увеличение туристического потока в муниципальном образовании МР "Боровский район"
4. Задачи муниципальной программы
1. Повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах на территории Боровского района.
2. Развитие приоритетных направлений туризма в районе.
3. Повышение качества туристических услуг и сохранение культурно-исторических памятников Боровского района:
- совершенствование подготовки кадров;
- обеспечение безопасности туризма.
4. Маркетинг развития туристского рынка и эффективности его регулирования
5. Подпрограммы муниципальной программы
1. Продвижение туристического потенциала Боровского района на внутреннем и внешнем рынках.
2. Рекламная деятельность по обеспечению развития туризма.
3. Событийные туристические мероприятия
6. Индикаторы муниципальной программы
№ п/п
Наименование индикатора
Ед. изм.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
1
Общий объем инвестиций в туристическую индустрию
млн. руб.



1.1
В том числе:
инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, рестораны)
млн. руб.
148
160
220
2
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения
тыс. кв. м
52
65
75
3
Количество объектов туристической индустрии, оказывающих услуги населения
ед.
125
140
180
4
Объем туристического потока, включая экскурсантов
тыс. чел.
500
650
800
6
Количество объектов аграрного туризма (средств размещения субъектов аграрного туризма)
ед.
35
38
42
7. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Этап I: 01.01.2014 - 31.01.2014.
Этап II: 01.01.2015 - 31.01.2015.
Этап III: 01.01.2016 - 31.01.2016
8. Объемы финансирования муниципальной программы за счет всех источников финансирования
Общий объем ресурсного обеспечения Программы на 2014 - 2016 гг. по всем источникам финансирования составляет 226799,654 тыс. рублей, в том числе
Источник финансирования
Всего
2014 год
2015 год
2016
Федеральный бюджет <*>
0,0
0,0
0,0
0,0
Областной бюджет <**>
0,0
0,0
0,0
0,0
Средства бюджета муниципального района
200,0
200,0
200,0
200,0
Внебюджетные источники <***>
224599,654
20000,0
184599,654
20000,0
Всего
224799,654
20200,0
184799,654
20200,0
<*> Объемы финансовых средств из федерального бюджета ежегодно уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
<**> Объемы финансовых средств из областного бюджета ежегодно уточняются после принятия областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
<***> Объемы финансовых средств, привлекаемых на реализацию программы из внебюджетных источников, определяются на основе соглашений
"году" повторяется дважды.
------------------------------------------------------------------
9. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
1. Увеличение объема туристского потока в Боровском районе, включая экскурсантов, до 820 тыс. человек - более чем в 2,5 раза в 2016 году, году по сравнению с 2012 годом.
2. Увеличение количества работающих в коллективных средствах размещения почти в 2,5 раза или до 2550 человек к 2016 году по сравнению с 2012 годом.
3. Увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения почти в 2 раза с 1730 единиц в 2012 году до 3200 единиц в 2016 году.
4. Увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения к 2016 году более чем в 2 раза по сравнению с 2012 годом.
5. Увеличение количества объектов аграрного туризма (средств размещения субъектов аграрного туризма) почти в 1,5 раза до 42 единиц в 2016 году

I. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами

Туризм выполняет важную роль в комплексном решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения.
В настоящее время туризм является необходимым механизмом оживления экономики, поскольку туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и других, выступает катализатором социально-экономического развития. Удовлетворяя потребности экскурсантов и туристов, туристская индустрия является источником поступления средств в бюджеты всех уровней.
Боровский район сегодня один из самых экономически развитых в Калужской области. Удачное географическое положение, благоприятные природно-климатические условия и грамотно сбалансированная экономика создают исключительную привлекательность района. Боровский район по праву можно назвать жемчужиной, одной из уникальнейших территорий по наличию памятников истории, культуры и природы. Район имеет благоприятные долгосрочные перспективы развития туристского комплекса.
В Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года отмечено: "Одним из потенциалов развития Калужской области как "региона нового развития" является туризм. Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, область имеет возможности развития туризма различных форм: от делового, культурно-познавательного, религиозного, до агротуризма и спортивного туризма с активными формами отдыха. Предопределяющими факторами успешного развития туризма в области являются близость столицы Российской Федерации, генерирующей мощный поток туристов, и наличие инновационных ядер, способных обеспечить конкурентоспособность туристско-рекреационного направления и его динамичное развитие".
Туризм является одним из крупнейших экономических секторов мира, на долю которого приходится 9% от общего ВВП и который обеспечивает каждое 12 рабочее место в мире.
По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), на долю туризма в мировом ВВП с учетом мультипликативного эффекта приходится 9,4%. По мнению экспертов, Россия использует свой туристско-рекреационный потенциал пока только на 20%, что объясняет более низкий вклад туризма в экономику страны по сравнению с развитыми странами мира. Тенденция роста все же наблюдается, так, в 2012 года Россия занимала 7 место в мире по показателю расходов от международного туризма, возросшего на 31% по сравнению с предыдущим годом.
С начала 90-х годов и вплоть до настоящего времени основными факторами активного развития в России выездного туризма по сравнению с внутренним являются: недостаточное развитие туристской инфраструктуры, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы; несоответствие цены и качества предлагаемых услуг; дефицит квалифицированных кадров; недостаточность механизмов создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую инфраструктуру на федеральном, региональном и местном уровнях; обилие негативной информации о России как о стране, неблагоприятной для туризма; слабое продвижение российского турпродукта на российском и международном рынках туруслуг; неразвитость индустрии развлечений.
В 2012 - 2013 гг. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал ряд поручений по вопросам развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации Правительству Российской Федерации:
Пр-2705 от 11.10.2012 "Разработать комплекс мер по организации экскурсионных и туристических поездок учащихся образовательных учреждений общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования".
Пр-1814 от 30.08.2013 "Разработать и утвердить долгосрочную комплексную стратегию развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации, обратив особое внимание на решение следующих вопросов:
- совершенствование системы государственного статистического наблюдения и введение широкого спектра качественных показателей туристских потоков;
- определение приоритетных направлений развития отдельных видов туризма на основе исследований потенциального спроса, а также анализа основных мировых туристических потоков;
- развитие доступной и комфортной туристской среды, включающей в том числе унифицированную систему навигации и ориентирующей информации для туристов;
- создание сети отелей, соответствующих международным стандартам, с использованием механизмов государственно-частного партнерства, проведение обязательной классификации объектов туристской индустрии;
- координация региональных программ развития туризма в целях единого продвижения туристических продуктов как внутри страны, так и за рубежом;
- совершенствование нормативно-правового регулирования в части унификации требований к деятельности гидов, экскурсоводов, переводчиков и организаций, оказывающих услуги туристам, включая транспортные услуги".
Важнейший показатель состояния туристского рынка - объем туристского потока региона; его динамика является одним из главных индикаторов эффективности государственной политики в сфере туризма и определяет ориентиры выработки стратегии и тактики действий для субъектов туристского рынка.
Уровень туристского потока в Боровском районе по итогам 2010 года составляет более 300 тыс. человек в том числе.
Основной поток туристов и экскурсантов приходится на крупные объекты туристического показа: это КОТЦ "Этномир" и Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.
В то же время можно констатировать, что часть туристских объектов не используется или используется слабо. Многие объекты и историко-архитектурные памятники требуют реставрации.
Поступление доходов от туристической деятельности крайне незначительно и размыто между смежными отраслями экономики - транспортом, связью, общепитом.
Дефицит профессиональных кадров для отрасли туризма создает проблемы для ее развития.
Состояние объектов инфраструктуры района не в полной мере отвечает современным требованиям, а это наиболее кардинальная, сложная и требующая существенных капиталовложений проблема.
Необходима активизация и расширение деятельности турфирм в районе на внутренний и въездной туризм, организация их взаимодействия с санаториями, домами и базами отдыха, детскими лагерями, музеями и другими объектами инфраструктуры.
Отсутствие тесных контактов между руководством экскурсионных объектов и турфирмами не позволяет непрерывно расширять ассортимент предлагаемых туристких услуг, в полной мере использовать весь потенциал района.
В связи с реализацией Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произошли разграничения полномочий между муниципальным районом и поселениями в его составе, в том числе и по созданию условий для развития туризма.
В этой связи функции организации оказания услуг межпоселенческого характера актуальны и востребованы и должны быть аккумулированы в районном органе, уполномоченном в сфере туризма. Деятельность органа, уполномоченного в сфере туризма, по взаимодействию с поселениями может быть реализована через систему совместных проектов в сфере туризма, программ, новых форм и направлений работы.
Местные социально-экономические и культурные специфики поселений позволят соединить уникальную среду каждого поселения с общим концептуальным подходом к развитию туризма муниципального района.
Для целей настоящей Программы под субъектами туристской индустрии понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, предоставляющие комплекс туристско-экскурсионных услуг в сфере туристкой индустрии, организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, операторы туристских информационных систем, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов - переводчиков и инструкторов - проводников, субъекты аграрного туризма.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере туризма, с процессами, происходящими в сообществе муниципального района, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.
Применение программно-целевого метода на основе межведомственной координации позволит увеличить эффективность использования бюджетных средств, усовершенствовать муниципальное законодательство, снять излишние административные барьеры и создать условия для формирования инвестиционной активности.
Комплексно оценить туристский потенциал муниципального района, наметить вектор развития и точки роста туриндустрии представляется возможным только при условии реализации на территории региона масштабных ключевых инвестиционных проектов туристской индустрии в рамках создания туристско-рекреационных кластеров с применением механизмов государственно-частного партнерства - групп географически соседствующих, использующих рекреационный потенциал территории и взаимодействующих между собой предприятий, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки.
Анализ состояния сферы туризма в районе указывает на недостаточный уровень его развития по многим показателям, наличие сдерживающих факторов развития въездного туризма:
- прекращение государственных инвестиций в сферу туризма привело к серьезным разрушениям в рекреационной системе муниципального образования, особенно болезненно отразилось на детском отдыхе. В муниципальном образовании находится немало баз отдыха, бывших пионерских лагерей, которые не функционируют и требуют ремонта или реконструкции;
- ощущается нехватка объектов для размещения и питания туристических групп свыше 30 человек, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
- не в полной мере используется потенциал событийного туризма, связанного с историей и культурой Боровского района;
- недостаточно широко пропагандируются на региональном и Федеральном уровне культурные, спортивные и иные мероприятия, проводимые на территории муниципального образования;
- отсутствует организационная система подготовки кадров в сфере туризма;
- нехватка объектов индустрии отдыха и развлечений для жителей и гостей района;
- неудовлетворительное состояние части историко-культурных памятников.

II. Основная цель и задачи Программы

Основной целью Программы является увеличение туристского потока в Боровский район.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
2. Развитие приоритетных направлений туризма в Боровском районе.
3. Повышение качества туристских услуг и сохранение культурно-исторического потенциала Боровского района.
Цель и задачи развития туристско-рекреационного комплекса муниципального района на период с 2014 по 2016 год определены на основании анализа существующих проблем с учетом достигнутого уровня развития туризма и наличия имеющихся ресурсов. Целевые индикаторы Программы представлены в таблице (приложение 1).





Приложение 1
к муниципальной целевой Программе
"Развитие внутреннего и въездного туризма
в муниципальном районе "Боровский район"
на 2014 - 2016 годы"

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2016 ГОДЫ" В МУНИЦИПАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ "БОРОВСКИЙ РАЙОН"

№ п/п
Наименование мероприятий
Единица измерения
2012 год, отчет
2013 год, оценка
2014 год
2015 год
2016 год
Подраздел 1 "Основные мероприятия долгосрочной целевой программы"
Цель: увеличение туристского потока в Калужской области
Задача № 1. Повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах
1.1
Обеспечение туристско-рекреационного комплекса объектами инженерной инфраструктуры
1.1.1
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения
тыс. кв. м
42
46
52
65
75
1.1.2
Количество койко-мест в коллективных средствах размещения
ед.
1730
1750
1820
2020
3200
1.1.3
Количество объектов туристской индустрии, оказывающих услуги населению
ед.
103
120
125
140
180
1.2
Создание условий для инвестиционной привлекательности и развития туристско-рекреационного комплекса Калужской области
1.2.1
Инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, рестораны)
млн. руб.
126,4
135
148
160
220
1.2.2
Количество работающих в коллективных средствах размещения
тыс. чел.
1,0
1,3
1,6
2,0
2,55
1.2.3
Количество работающих в туристских фирмах
чел.
21
25
28
38
50
1.3
Продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках
1.3.1
Объем туристского потока в Боровском районе, включая экскурсантов
тыс. чел.
320
350
500
650
800
1.3.2
Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения
тыс. чел.
114
250
550
600
750
Задача № 2. Развитие приоритетных направлений туризма в Калужской области
2.1
Создание условий для развития аграрного (сельского) туризма
2.1.1
Количество объектов аграрного туризма (средств размещения субъектов аграрного туризма)
ед.
27
28
35
38
42
2.2
Создание условий для развития культурно-познавательного туризма
2.2.1
Количество участников событийных мероприятий в сфере культурно-познавательного туризма, проведенных на территории Калужской области
тыс. чел.
35
42
50
57
68
2.2.2
Количество действующих маршрутов и программ по объектам туристского показа, включая объекты аграрного туризма
ед.
82
102
150
180
250
2.3
Создание условий для развития спортивного туризма с активными формами отдыха
2.3.1
Общее количество организованных туристских походов, всего
ед.
6
8
10
13
16
2.3.2
В том числе туристских походов I и II категории сложности
ед.
2
6
8
12
14
2.3.3
Количество участников туристских походов I и II категории сложности
тыс. чел.
0,01
0,04
0,06
0,08
1,5
2.4
Создание условий для развития делового (конгрессионного) туризма
2.4.1
Численность иностранных граждан, въезжающих в Боровский район с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения
тыс. чел.
6,0
6,053
7,27
7,8
10,14
2.5
Создание условий для развития экологического туризма
2.5.1
Туристский поток организованных групп по экскурсионным туристическим маршрутам и экотропам
тыс. чел.
3,28
3,8
4,2
4,6
5,4
2.6
Создание условий для развития школьного туризма
2.6.1
Количество учащихся общеобразовательных учреждении, участвующих в туристско-краеведческих мероприятиях
тыс. чел.
0,08
1,8
2,3
2,8
3,8
2.6.2
Удельный вес учащихся общеобразовательных учреждении, участвующих в туристско-краеведческих мероприятиях
%
35
35
35
50
65
Задача № 3. Повышение качества туристских услуг и сохранение культурно-исторического потенциала Калужской области
3.1
Повышение квалификации и уровня подготовки кадров субъектов туристской индустрии
3.1.1
Количество работающих в сфере аграрного туризма, прошедших обучение (подготовку, переподготовку) на курсах повышения квалификации и семинарах по организации аграрного туризма
чел.
3
1
35
38
42
3.2
Повышение качества туристских услуг
3.2.1
Объем платных туристских услуг, оказанных населению
млн. руб.
51,04
55,0
59,0
78,0
80,0
3.2.2
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения
млн. руб.
38
48
51
68
78
3.3
Создание условий для удовлетворения потребностей жителей Калужской области в полноценном отдыхе, способствующем приобщению к культурным, историческим, природным ценностям и укладу жизни сельских поселений
3.3.1
Численность граждан, обслуженных в средствах размещения субъектов аграрного туризма
тыс. чел.
84
115
150
180
250

III. Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в 2014 - 2016 годах в три этапа:
1-й этап: 2014 год - закрепление положительных тенденций в развитии туристской индустрии, создание предпосылок для ее дальнейшего развития, решение имеющихся системных проблем.
2-й этап: 2015 год - создание условий для инвестиционной привлекательности и развитие инженерной инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса области.
3-й этап: 2016 год - повышение качества туристских услуг, продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.

IV. Система основных мероприятий Программы

Система основных программных мероприятий рассчитана на период с 2014 по 2016 год и включает направления в соответствии с поставленными целью и задачами Программы.
Увеличение туристского потока в Боровском районе является основной целью Программы. Одновременно ключевым направлением развития туристской индустрии Боровского района является создание условий для повышения конкурентоспособности туристского рынка области за счет привлечения дополнительных инвестиционных средств частных инвесторов и инвестиционных кредитных средств.
Наряду с созданием оптимальных условий для развития инженерной инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса области также возникает необходимость в организации работы по повышению квалификации и уровня подготовки кадров туристской индустрии.

4.1. Повышение конкурентоспособности туристского рынка,
удовлетворяющего потребности российских и иностранных
граждан в качественных туристских услугах

Решение задачи повышения конкурентоспособности туристского рынка Боровского района планируется осуществить посредством комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров, которые станут точками роста развития района и межрегиональных связей с соседними областями, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего предпринимательства. Элементы обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров планируется располагать на наиболее популярных маршрутах, автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения, а также вблизи мест, представляющих значительный туристский интерес (например, исторических и культурных центров, заповедников и других туристско ориентированных мест и объектов показа) (Правительство Калужской области от 08.02.2013 № 50).
Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.
В рамках формирования туристско-рекреационного кластера "Боровский район" с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.
Задача повышения конкурентоспособности туристского рынка Боровского района решается посредством проведения мероприятий по трем основным направлениям:
- создание туристско-рекреационных кластеров на территории муниципального района;
- создание условий для привлечения инвестиций в развитие объектов туристской индустрии на территории района;
- продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.

4.1.1. Создание туристско-рекреационных кластеров
на территории Боровского района

Целью осуществления мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса является увеличение количества коллективных средств размещения туристов и объектов туристской инфраструктуры за счет модернизации и обновления существующих и строительства новых объектов.
Реализация мероприятий данного направления осуществляется путем стимулирования материально-технического обновления объектов туристской инфраструктуры.
Решение намеченных задач осуществляется путем проведения анализа потребностей объектов туристской индустрии в объектах инженерной инфраструктуры.
В целях осуществления государственной поддержки реализации данных мероприятий предполагается привлечение средств регионального и федерального бюджетов на финансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, входящих в состав инвестиционных проектов по созданию в Боровском районе туристско-рекреационных кластеров.

4.1.2. Создание условий для привлечения инвестиций
в развитие объектов туристской индустрии на территории
Боровского района

Целью осуществления мероприятий по созданию условий для инвестиционной привлекательности и развития туристско-рекреационного комплекса является организация туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач по привлечению дополнительных инвестиционных средств, включая инвестиционные банковские кредиты и собственные средства инвесторов, в туристско-рекреационный комплекс Боровского района.
Решение намеченных задач осуществляется путем:
- разработки нормативных правовых актов, направленных на создание социально-экономических условий для развития индустрии туризма;
- оказания информационно-консультационной и методической помощи по реализации новых инвестиционных проектов в сфере туризма (строительства новых объектов туристской индустрии, реализации мероприятий по реконструкции, модернизации и обновлению материально-технической базы);
- сопровождения инвестиционных проектов по развитию и реконструкции материальной базы существующих объектов туристской индустрии, строительству новых объектов туристской индустрии.
Предполагается осуществлять содействие субъектам туристской индустрии района на участие в областных конкурсах на выделение субсидий, на компенсацию части затрат на развитие инженерной инфраструктуры за счет средств областного бюджета.
Порядок и условия предоставления субсидий по данному направлению устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.
За счет средств муниципального бюджета предусматривается осуществить мероприятия по проведению маркетинговых исследований рынка туристских услуг в Боровском районе, организации и проведению конференций, семинаров, мероприятие, затрагивающих вопросы рекламы туристского продукта и инновационных технологий ведения туризма, разработки информационно-рекламных материалов (каталогов, буклетов, изданий рекламно-информационной печатной и иной продукции, путеводителей, стендов, картографического и иного материала, представительской печатной продукции и т.п.) изготовления и приобретения тематической сувенирной продукции.
Одновременно предусматривается содействие в предоставлении грантов субъектам туристской индустрии на участие в выставочно-ярмарочной деятельности (участие субъектов туристской индустрии в выставочно-ярмарочных мероприятиях с целью продвижения туристского ресурса Калужской области).
Порядок и условия предоставления грантов по данному направлению устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.

4.1.3. Продвижение туристского продукта на внутреннем
и внешнем рынках

Международная и российская практика показывает, что для повышения конкурентоспособности туристского продукта любой страны и региона необходимо государственное финансирование мероприятий, связанных с некоммерческим продвижением туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта проявляются через несколько лет постоянных вложений. Частный бизнес, представленный субъектами туристской индустрии, не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию своего региона, так как продвигает и продает только свой собственный продукт.
Таким образом, основной задачей в рамках данного направления является создание обобщенного образа Боровского района как региона, благоприятного для посещения туристами и экскурсантами - представителями внутреннего и въездного туризма.
Достижение поставленной цели осуществляется путем реализации мероприятий по продвижению туристских продуктов в электронных и печатных средствах массовой информации, в сети Интернет, на радио и телевидении, включая создание и наполнение электронных рекламно-информационных киосков, изготовление и трансляцию видеороликов рекламы, фильмов, освещающих вопросы развития туризма, создание представительского компьютерного диска о развитии туризма. На системной основе будет оказываться методическая помощь субъектам туристской индустрии - по вопросам организации соответствующего уровня приема и размещения туристов.
Планируется организация информационных и рекламных туров для представителей прессы, экспертов, туроператоров и туристических агентов.
Организация развития системы ориентирования для туристов:
- установка световых табло и указателей;
- техническое обслуживание установленных конструкций;
- организация стоянок и парковок туристических автобусов;
- создание и поддержка сети туристских информационных киосков;
- создание карты гостя.

4.2. Развитие приоритетных направлений туризма
в Боровском районе

В настоящее время в Боровском районе под влиянием природно-географических и культурно-исторических факторов сформированы и являются приоритетными следующие направления туризма: аграрный (сельский), культурно-познавательный (паломнический, исторический, событийный), спортивный туризм с активными формами отдыха, деловой (конгрессионный), экологический и школьный туризм.
По мере развития туристско-рекреационного комплекса района и в силу влияния внутренних и внешних факторов не исключена возможность трансформации и изменения (укрупнения или выделения самостоятельных направлений) данных направлений туризма.

4.2.1. Развитие аграрного (сельского) туризма

Аграрный (сельский) туризм - туризм, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и (или) участия в сельскохозяйственных работах с соблюдением следующего обязательного условия: средства размещения туристов, индивидуальные или специализированные, должны находиться в сельской местности или в малых городах без промышленной и многоэтажной застройки.
Для целей настоящей Программы под субъектами аграрного туризма понимаются следующие субъекты, предоставляющие комплекс туристско-экскурсионных услуг:
- крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Боровского района в соответствии с Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и осуществляющие деятельность на территории Боровского района в соответствии с Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве";
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Боровского района в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации";
- иные хозяйствующие субъекты (в том числе сельскохозяйственные товаропроизводители), зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Боровского района.
В настоящее время на территории района успешно осуществляют свою деятельность в области аграрного туризма ИП Пивоваров (г. Боровск), "Экопасека Макашиных" (д. Уваровское), ИП "Градусов" (д. Уваровское), питомник северных ездовых собак (д. Серединское), конный клуб "Понилэнд" (д. Тимашово), ООО "Верикаль" (д. Кривское), ООО "Белая цапля" (д. Коростелево).
Достижение поставленной цели осуществляется путем развития системы размещения туристов в традиционных деревенских домах и небольших гостиницах в сельской местности, специализированных поселениях, созданных сельской семьей на базе собственного дома и приусадебного участка. При этом развитие аграрного туризма в рамках строительства новой и расширения уже существующей инфраструктуры туризма позволит частично решать проблему отсутствия в достаточной мере коллективных средств размещения.
В рамках текущего финансирования предусмотрена разработка системы категоризации субъектов аграрного туризма (создание единой базы данных субъектов аграрного туризма: обобщение, систематизация, структурирование информации о субъектах аграрного туризма, мониторинг предоставляемых субъектами аграрного туризма туристско-экскурсионных услуг).
Оказывается содействие в получении за счет средств областного бюджета субсидий субъектам аграрного туризма на компенсацию части затрат на развитие материально-технической базы субъектов аграрного туризма.
Порядок и условия предоставления субсидий и грантов по данному направлению устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.

4.2.2. Развитие культурно-познавательного туризма

Основой культурно-познавательного туризма является историко-культурный потенциал района. Богат и разнообразен фольклор края. Глубокие традиции имеют народные промыслы и ремесла.
Боровская земля связана с именами многих выдающихся деятелей культуры, науки, военного искусства. К ним относятся адмирал русского флота Д.Н.Сенявин, художник-передвижник И.М.Пряничников, великий математик и конструктор П.Л.Чебышев, врач, основатель научной школы Ф.И.Иноземцев, первый проведший в России операцию под наркозом. В Боровске начиналась учительская и научная деятельность родоначальника космонавтики К.Э.Циолковского. В конце прошлого века здесь жил и учительствовал Н.Ф.Федоров, - мыслитель-утопист, оказавший большое влияние на деятельность К.Э.Циолковского.
На протяжении веков Боровская земля была местом, где неоднократно решалась судьба государства, своеобразным щитом, заслонявшим Россию от врагов, защита рубежей Московского государства в XVI в., Смутное время, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.
Культурно-познавательный туризм на территории Боровского района условно можно разделить на три составляющие:

1. Паломнический туризм

Паломнический туризм является составной частью современной индустрии туризма, у которой есть свои разновидности: паломничество и познавательные туры религиозной направленности.
В рамках познавательных туров религиозной направленности предполагается посещение религиозных центров, где туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Эти туры в отличие от паломнических более короткие и не приурочены к религиозным праздникам. Религиозные объекты туристы посещают и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы.
Центром паломнического туризма, несомненно, является Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.

2. Исторический туризм

Боровский район обладает большим количеством усадебных комплексов, которые при рациональном их использовании смогли бы стать хорошей основой для создания крупных объектов туристского показа. Это усадьба Маломахово, усадьба Шокиных, Полежаевых, Нарышкиных и др.
Самым крупным блоком в историческом туризме являются музеи и исторически значимые места, для которых основная проблема - изношенность музейных экспозиций и отсутствие интерактивных программ.
Богатая история и удобное географическое расположение сделали привлекательным район в плане развития межрегиональных проектов. Боровский район вошел в крупный федеральный проект "Рубеж". Межрегиональный туристско-рекреационный кластер представляет собой многоотраслевое объединение, осуществляющее свою деятельность на территории Московской, Калужской и Смоленской областей. Цели и задачи проекта - изучение и освоение территорий, имеющих общие историко-географические признаки.

3. Событийный туризм

Событийный туризм в большинстве своем - это индивидуальный вид отдыха, который наполнен постоянной атмосферой праздника.
Весь событийный туризм можно разбить на несколько категорий, которые отобраны по масштабу события. По этому признаку выделяют национальные и международные события. Также в событийном туризме можно выделить несколько направлений в зависимости от тематик: национальные фестивали, фестивали кино и театра, театрализованные шоу, модные показы, гастрономические фестивали, фестивали музыки и другие.
На сегодняшний день событийный туризм динамично развивается в Боровском районе и представлен следующими направлениями:
- реконструкции исторических событий;
- праздники городских и районных масштабов;
- тематические праздники и фестивали;
- народные и фольклорные гулянья;
- юбилеи исторических событий;
- проведение ярмарок.
Проведение данного рода мероприятий позволит сохранить накопленный туристский потенциал муниципального района, обеспечить обмен культурным достоянием поселений и равную доступность жителей поселений к туристским ресурсам муниципального района.
Основными площадками для событийного туризма в Боровском районе являются - КОТЦ "Этномир", озеро в д. Комлево, база отдыха "Белая цапля", городской бор в г. Боровске, луг на Высоком на окраине г. Боровска.
Целью проводимых мероприятий по развитию культурно-познавательного туризма является возможность его развития как отдельного крупного туристского кластера.
Кроме того, существует объективная заинтересованность объектами туристского показа со стороны посетителей и гостей региона, имеющая круглогодичный характер, что позволяет рассматривать культурно-познавательный туризм как отдельно устоявшийся, традиционный для Боровского района вид туризма.
За счет средств муниципального бюджета предполагается реализация следующих мероприятий:
- проведение крупных ярмарок, приуроченных к историко-культурным событиям областного и местного значения, и мероприятий событийного туризма (фестивалей, праздников, реконструкции значимых событий).

4.2.3. Развитие спортивного туризма с активными формами
отдыха

Спортивный туризм с активными формами отдыха является одним из наиболее доступных и здоровых круглогодичных видов досуга. Данный вид отдыха сочетает в себе общение, физические нагрузки, а также существенные рекреационные, экологические и культурно-познавательные составляющие.
Высокая доля занимающихся спортивным туризмом приходится на молодое поколение. Основную массу туристов составляют школьники (в возрасте 12 - 17 лет) - 35,7%, студенты и молодежь в возрасте 18 - 25 лет - 22,4%.
На территории Боровского района большой потенциал в развитии спортивной рыбалки и конных маршрутов.
Для решения задач, способствующих созданию условий для развития спортивного туризма с активными формами отдыха, предполагается реализация следующих программных мероприятий:
- организация мероприятий социального туризма (походов выходного дня, пешеходных экскурсий);
- организация и проведение массовых мероприятий активного туризма на территории района (туриады, туристские походы I - II категорий сложности).
Реализация основных программных мероприятий в разделе спортивного туризма будет способствовать увеличению внутреннего и въездного туристского потока в Боровский район, поможет поддержанию здорового образа жизни населения, созданию условий для более качественного образования и воспитания молодежи средствами туризма.

4.2.4. Развитие делового (конгрессионного) туризма

Деловой туризм является составной частью индустрии туризма и характеризуется следующей направленностью:
- командировки руководителей и сотрудников, посещение и участие в специализированных индустриальных мероприятиях, профессиональных тематических ярмарках и выставках;
- посещение различных научных мероприятий (конференции, семинары, конгрессы);
- поощрительные корпоративные поездки, организованные для сотрудников и клиентов с целью досуга, рекреации и отдыха.
В последние годы за счет динамичного развития экономического и инвестиционного потенциала района, формирования индустриальных технопарков, таких как "Ворсино" возрастает и привлекательность данного направления туризма.
Основным сдерживающим фактором развития на территории области делового (конгрессионного) туризма в настоящее время является отсутствие в необходимом количестве коллективных средств размещения, развитой туристской инфраструктуры с учетом специфики данного направления развития туризма, предполагающей наличие конференц-залов, развитой и современной сети телекоммуникаций и связи.
За счет средств муниципального бюджета в рамках данного направления предполагается создание материально-технической базы (приобретение необходимого комплекта выставочного оборудования и компьютерной техники) для организации конгрессионно-выставочной деятельности, а также для участия в международных и межрегиональных туристских форумах.

4.2.5. Развитие экологического туризма

С начала восьмидесятых годов прошлого века одним из приоритетов путешествий является экологический туризм, основной целью которого служит охрана природы, продиктованная необходимостью сохранения благоприятной окружающей среды на фоне глобальной урбанизации и индустриализации, а также потребностью людей в общении с природой.
Классические экотуры нацелены прежде всего на экологическое просвещение путешественников, хотя и предполагают знакомство с историческим прошлым населяющих регион народов, с их традиционным образом жизни, ремеслами, фольклором, способствуют развитию местной экономики. Ориентированные на различные категории путешественников экотуры могут включать как элементы активного туризма (сплавы по рекам на байдарках, велопутешествия, лыжные походы) с проживанием в палатках, так и "цивилизованное" размещение в домах отдыха и на турбазах.
В настоящее время экологический туризм развивается на территории КОТЦ "Этномир" и в д. Кривское.
В рамках данного направления предполагается разработка тематических экскурсионных программ и маршрутов, продвижение новых видов активного, познавательного и научного туризма.

4.2.6. Развитие школьного туризма

Школьный туризм является действенным средством воспитания и служит целям всестороннего развития школьников - подготовке к жизни, труду, защите своего Отечества; интегрирует в себе все основные педагогические процессы и позволяет одновременно осуществлять шесть составляющих педагогического воздействия: обучение, воспитание, развитие, оздоровление, профессиональную ориентацию, социальную адаптацию учащихся.
Туристская деятельность все чаще используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укреплению здоровья, повышению культурного уровня человека.
Общая доля занимающихся туризмом и краеведением в системе дополнительного образования детей сегодня составляет 35% от общего числа всех обучающихся Боровского района.
В Боровском районе программа школьных экскурсий имеется в КОТЦ "Этномир" и музейно-выставочном центре г. Боровска.
Государственная поддержка развития школьного туризма ориентирована на создание наиболее благоприятных условий для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских походов и прогулок, вовлечение детей и подростков в деятельность по исследованию и изучению духовного наследия Боровского района, его культуры, истории и природы.
В рамках поручения Президента В.В.Путина о развитии молодежного и детско-юношеского туризма планируется активно развивать данный вид туризма, это взаимные поездки школьных групп по регионам внутри России и СНГ, создание молодежных тематических лагерей отдыха, межрегиональных слетов и экскурсий.
Программой предусмотрены совместные программы с Москвой по обмену школьными группами.
Проведение на территории Боровского района семинаров и конференций по детскому туризму.

4.3. Повышение качества туристских услуг и сохранение
культурно-исторического потенциала Боровского района

Задача повышения качества туристских услуг и сохранения культурно-исторического потенциала Боровского района решается посредством проведения мероприятий в рамках трех основных направлений:
- повышение квалификации и уровня подготовки кадров субъектов туристской индустрии;
- повышение качества туристских услуг;
- создание условий для удовлетворения потребностей жителей и гостей района в полноценном отдыхе, способствующем приобщению к культурным, историческим, природным ценностям и укладу жизни сельских поселений.
Территориальное расположение Боровского района, наличие здесь богатых природных ресурсов определили развитие с древнейших времен различных традиций и ремесел. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю.
Отмечая необходимость возрождения и развития культурно-бытовых традиций деревенского уклада жизни в сельских поселениях и сохранения природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала области, необходимо учитывать, что многие промыслы и ремесла в современном мире утратили свою хозяйственную актуальность и тем самым приобрели неподдельный интерес для туристской сферы. Исторически ведение сувенирного промысла было распространено в осенне-зимний период. Возрождение забытых культурно-бытовых традиций деревенского уклада сможет послужить мощным экономическим стимулом для сельских жителей.
Развитие данного направления с учетом вышеуказанных условий позволит не только организовать эффективную реализацию сувенирной продукции, но и стимулировать приток туристов в период наибольшего падения спроса на туристско-экскурсионные услуги за счет проведения мастер-классов по разным видам древнерусских ремесел, возродить за счет туристской направленности ряд утраченных или позабытых национальных особенностей Боровского края.

4.3.1. Повышение квалификации и уровня подготовки кадров
субъектов туристской индустрии

Обеспечение туристской индустрии квалифицированными кадрами является одной из главных задач Программы. Решение данной задачи предполагается осуществить в тесном взаимодействии с профильными образовательными учебными организациями. Одновременно в целях координации совместных действий по решению данной задачи предполагается заключение соглашений о взаимодействии и сотрудничестве между администрацией Боровского района и вышеуказанными учебными организациями.
Предполагается реализовать следующие мероприятия:
- проведение обучающих семинаров для субъектов туристской индустрии по перспективным направлениям развития туризма;
- подготовка и издание методической, справочной литературы по вопросам развития внутреннего и въездного туризма на территории Боровского района, экскурсоведения, организации гостиничного и ресторанного обслуживания;
- подготовка инструкторов активного туризма (право руководства походами I категории сложности).

4.3.2. Повышение качества туристских услуг

По мере развития туристско-рекреационного комплекса Калужской области все большее внимание будет уделяться повышению качества туристских услуг как основному фактору формирования прогнозируемого объема туристского потока в Калужской области.
В настоящее время мировой туристский рынок характеризуется высокой степенью конкуренции, одним из главных инструментов которой является повышение качества туристских услуг. Следует отметить, что в настоящее время только единичные субъекты туристской индустрии Калужской области соответствуют современным международным нормам предоставления услуг.
Повышение уровня качества предоставляемых туристских услуг, в частности, не только сферы обслуживания и гостиничного размещения, но и экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков будет способствовать укреплению единства культурно-информационного пространства области, в том числе доведению до российских и иностранных туристов и экскурсантов полной и достоверной информации о материальных и духовных ценностях региона, его историческом и культурном наследии, а также роли и месте туризма в современном мире.

4.3.3. Создание условий для удовлетворения потребностей
жителей Боровского района в полноценном отдыхе,
способствующем приобщению к культурным, историческим,
природным ценностям и укладу жизни сельских поселений

К основным факторам, определяющим будущее туризма в Боровском районе, относится создание условий для удовлетворения потребностей жителей и гостей Боровского района в полноценном отдыхе.
Вместе с тем из-за мощного информативного потока о культуре, природе и быте заграничных стран забываются многие культурные особенности муниципальных образований, утрачивается традиционный уклад жизни сельских поселений региона.
Бережное сохранение и рациональное использование богатейшего культурного и природного наследия района в туристской сфере позволят создать благоприятные условия для развития не только въездного туризма, но и для внутреннего туризма, отвечающего патриотическим нормам воспитания. Основой в достижении результатов должна стать работа, направленная на культивирование вкуса у населения, выдержку стиля, возрождение и сохранение фольклора Боровского края и превращение их в районные бренды.
Для решения поставленной задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
- оказание информационно-консультационной поддержки субъектам туристской индустрии по организации частных коллекций (на приобретение предметов старины и сувенирной продукции, не отнесенной к предметам культурно-исторического наследия);
- организация выступлений творческих коллективов Боровского района, созданных при учреждениях культуры, на ярмарках и иных мероприятиях событийного культурно-познавательного туризма.
Система основных мероприятий Программы представлена в приложении к Программе.

V. Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем ресурсного обеспечения Программы за 2014 - 2016 гг. по всем источникам финансирования составляет 226553,654 тыс. рублей (таблица 2).

Таблица 2

(тыс. руб.)
Источник финансирования
Всего
2014 год
2015 год
2016 год
Федеральный бюджет <*>
0,0
0,0
0,0
0,0
Областной бюджет <**>
0,0
0,0
0,0
0,0
Средства бюджета муниципального района
1954,0
928
563
463
Внебюджетные источники <***>
224599,654
20000,0
184599,654
20463

--------------------------------
<*> Объемы финансовых средств из федерального бюджета ежегодно уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
<**> Объемы финансовых средств из областного бюджета ежегодно уточняются после принятия областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
<***> Объемы финансовых средств, привлекаемых на реализацию Программы из внебюджетных источников, определяются на основе соглашений.

Следует отметить следующие риски, существующие при реализации Программы, которые могут серьезно повлиять на развитие индустрии туризма в Боровском районе (таблица 3):
- макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики, высокой инфляцией и кризисом банковской системы;
- финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования;
- техногенные и экологические риски. Любая крупная природная, технологическая или экологическая катастрофа, вероятность которой полностью исключать нельзя, потребует дополнительных ресурсов по ликвидации ее последствий.
В целом результаты проведенного анализа рисков свидетельствуют о том, что выбранный вариант решения задач развития внутреннего и въездного туризма в рамках Программы за счет смешанных источников финансирования (из бюджетной системы Российской Федерации при привлечении частных инвестиций) является оптимальным.

Таблица 3

Риски и механизмы снижения рисков при реализации Программы

№ п/п
Возможные риски
Механизмы снижения рисков
1
Недофинансирование мероприятий Программы за счет средств муниципального бюджета
Привлечение внебюджетных источников финансирования на реализацию мероприятий Программы
2
Недостаточное развитие инфраструктуры туризма
Комплексное развитие элементов инфраструктуры туризма, включая информационно-консультационное сопровождение
3
Недостижение целевых показателей Программы
Мониторинг выполнения Программы, корректировка соответствующих мероприятий и разработка дополнительных мер по ее реализации

VI. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы основан на скоординированных действиях исполнителей и участников программных мероприятий по достижению намеченных целей.
Важной составляющей механизма реализации программы является привлечение финансирования за счет средств поселений, областного и федерального бюджетов.
В ходе реализации Программы ежегодно уточняются объемы, финансируемые за счет средств муниципального бюджета.
К осуществлению программных мероприятий привлекаются внебюджетные средства, составляющие 98% от общего объема финансирования Программы.

VII. Организация управления Программой и контроль за ходом
ее выполнения

Организацию реализации Программы и контроль за выполнением предусмотренных ею мероприятий осуществляет ответственный исполнитель в соответствии с постановлением Главы администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район" от 26.07.2013 № 2067.

VIII. Оценка социально-экономической эффективности Программы

Главный социальный эффект Программы будет состоять в значительном росте числа рабочих мест в сфере туризма и гостеприимства. В результате осуществления Программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия муниципального района.
В результате реализации Программы прогнозируется:
- увеличение объема туристского потока в Боровском районе, включая экскурсантов с 320 тыс. человек в 2012 году до 820 тыс. человек, - более чем в 2,5 раза в 2016 году;
- увеличение количества работающих в коллективных средствах размещения почти в 2,5 раза, или до 2550 человек к 2016 году по сравнению с 2012 годом;
- увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения почти в 2 раза с 1730 единиц в 2012 году до 3200 единиц в 2016 году;
- увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения к 2016 году более чем в 2 раза по сравнению с 2012 годом;
- увеличение количества объектов аграрного туризма более (средств размещения субъектов аграрного туризма) почти в 1,5 раза до 42 единиц в 2016 году;
- увеличение доли учащихся общеобразовательных учреждений, участвующих в туристско-краеведческих мероприятиях, с 35% в 2012 году до 65% в 2016 году;
- решение социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также задач по патриотическому воспитанию молодого поколения;
- увеличение разнообразия туристского предложения на внутреннем туристском рынке;
- увеличение объема и разнообразия рекреационных и туристских услуг;
- улучшение имиджа Боровского района на международном и внутреннем рынках;
- продвижение бренда Боровского района на международном и внутреннем рынках;
- улучшение социальной обстановки на селе;
- увеличение поступлений в бюджеты всех уровней;
- развитие межрегиональных и международных связей.
Вовлечение в деятельность местных предпринимательских структур послужит укреплению социального партнерства органов местного самоуправления, бизнеса, населения для решения общих проблем развития внутреннего и въездного туризма в Боровском районе.





Приложение
к муниципальной целевой Программе
"Развитие внутреннего и въездного туризма
в муниципальном районе "Боровский район"
на 2014 - 2016 годы"

СИСТЕМА
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В МУНИЦИПАЛЬНОМ
РАЙОНЕ "БОРОВСКИЙ РАЙОН" НА 2014 - 2016 ГОДЫ"

№ п/п
Наименование мероприятий
Срок реализации
Ответственные за реализацию мероприятия
Источник финансирования
Сумма расходов (тыс. руб.)
В том числе по годам
2014 год
2015 год
2016 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Цель: увеличение туристского потока в Боровский район
1
Создание туристско-рекреационных кластеров на территории Боровского района
1.1
Создание туристско-рекреационного кластера "РУБЕЖ"
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Федеральный бюджет (субсидии)
0,0
0,0
0,0
0,0
Областной бюджет
0,0
0,0
0,0
0,0
1.1.1.1. Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "РУБЕЖ"
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Внебюджетные источники
0,0
0,0
0,0
0,0
1.2
Создание туристско-рекреационного комплекса детский научно-развлекательный центр "Волшебная страна"
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Федеральный бюджет (субсидии)
0,0
0,0
0,0
0,0
1.1.2.1. Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Волшебная страна"
Областной бюджет
0,0
0,0
0,0
0,0
Группа компаний "Твой дом", г. Обнинск
Внебюджетные источники
164599,654
0,0
164599,654
0,0
1.3
Создание туристско-рекреационного комплекса "Парк русских сказок"
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Федеральный бюджет (субсидии)
0,0
0,0
0,0
0,0
Областной бюджет
0,0
0,0
0,0
0,0
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Внебюджетные источники
0,0
0,0
0,0
0,0
1.4
Создание туристско-рекреационного комплекса "Малая Калуга"
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Федеральный бюджет (субсидии)
0,0
0,0
0,0
0,0
Областной бюджет
0,0
0,0
0,0
0,0
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Внебюджетные источники
0,0
0,0
0,0
0,0
1.5
Международный агротуристический комплекс "Остров" (д. Бутовка, Боровский район)
2014 - 2016 гг.
ООО "Техторком"
Внебюджетные источники
60000,00
20000,0
20000,0
20000,0
1.6
Туристический комплекс "Купольная ЭКОДЕРЕВНЯ"
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Внебюджетные источники
0,0
0,0
0,0
0,0
1.7
Анализ потребностей объектов туристской индустрии в объектах инженерной инфраструктуры
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района


ИТОГО п. 1
2014 - 2016 гг.

Внебюджетные источники
224599,654
20000,0
184599,654
20000,00
2
Продвижение туристского потенциала Боровского района на внутреннем и внешнем рынках
2.1
Организация и проведение ежегодных форумов (конференций, семинаров), затрагивающих вопросы рекламы туристского продукта и инновационных технологий ведения туризма
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Федеральный бюджет (субсидии)
0,0
0,0
0,0
0,0
Областной бюджет
0,0
0,0
0,0
0,0
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
60
20
20
20
2.2
Экспресс-анализ комплексного развития территории Боровского района посредством туристского освоения (в рамках подготовки к ФЦП)
2014 г.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
0,0
0,0
0,0
0,0
Областной бюджет
0,0
0,0
0,0
0,0
2.3
Организация информационных и рекламных туров для представителей прессы, экспертов, туроператоров и туристических агентств
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
60,0
20,0
20,0
20,0

- автотранспорт

Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
0,0
0,0
0,0
0,0

- услуги питания

Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
0,0
0,0
0,0
0,0

- культурная программа

Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
0,0
0,0
0,0
0,0
2.4
Изучение и распространение положительного опыта в сфере развития аграрного туризма - организация обучающего семинара совместно с Белорусской ассоциацией агротуризма
2014 - 2016 гг.
Министерство культуры и туризма Калужской области
Областной бюджет
0,0
0,0
0,0
0,0


Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
0,0
0,0
0,0
0,0
2.5
Разработка макета и изготовление "Грамоты гостя"
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
30,0
10,0
10,0
10,0
2.6
Развитие маршрутов по обмену школьными группами с регионами России
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
0,0
0,0
0,0
0,0
2.7
Проведение на территории Боровского района выездного заседания комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Ростуризма
2014 г.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Федеральный бюджет
0,0
0,0
0,0
0,0
Министерство культуры и туризма Калужской области
Областной бюджет
0,0
0,0
0,0
0,0
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
0,0
0,0
0,0
0,0
2.8
Разработка интерактивных программ для приема школьных групп из России и дальнего зарубежья
2014 г.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
0,0
0,0
0,0
0,0
2.9
Участие во Всероссийском детском фестивале "Россинка"
2014 гг.
Министерство культуры и туризма Калужской области
Областной бюджет
0,0
0,0
0,0
0,0



Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
0,0
0,0
0,0
0,0

ИТОГО п. 2



150,0
50,0
50,0
50,0
3
Материально-техническое обеспечение развития туризма
3.1
Продвижение туристских продуктов в электронных и печатных средствах массовой информации, Интернет, на радио и телевидении, включая изготовление и трансляции видеороликов рекламы, фильмов, освещающих вопросы развития туризма, приобретение и наполнение информационных киосков, создание и продвижение интернет-сайта и другие мероприятия
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Федеральный бюджет (субсидии)
0,0
0,0
0,0
0,0
Министерство культуры и туризма Калужской области
Областной бюджет
0,0
0,0
0,0
0,0
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
90,0
30,0
30,0
30,0
3.2
Приобретение необходимого комплекта выставочного оборудования и компьютерной техники для организации рекламной деятельности, выставочной деятельности, а также участие в международных и межрегиональных туристских форумах
2014 - 2016 гг.
Министерство культуры и туризма Калужской области
Областной бюджет
0,0
0,0
0,0
0,0
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
60,0
20,0
20,0
20,0

ИТОГО п. 3



150,0
50,0
50,0
50,0
4
Рекламная деятельность
4.1
Проведение обучающих семинаров для субъектов туристской индустрии по перспективным направлениям развития туризма
2014 - 2016 гг.
Министерство культуры и туризма Калужской области
Областной бюджет
30,0
10,0
10,0
10,0
4.2
Подготовка и издание методической, справочной литературы по вопросам развития внутреннего и въездного туризма на территории Боровского района, экскурсоведения, агротуризма, детского туризма и т.д.
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
45,0
15,0
15,0
15,0
4.3
Разработка информационно-рекламных материалов (каталогов, буклетов, изданий рекламно-информационной печатной и иной продукции, путеводителей, стендов, картографического и иного материала, тематической печатной, сувенирной продукции и т.п.), проведение товароведческой экспертизы издательской продукции
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
105,0
35,0
35,0
35,0
4.4
Оказание информационно-консультационной поддержки субъектам туристской индустрии
2011 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района


ИТОГО п. 4



150,0
50,0
50,0
50,0
5
Событийные туристские мероприятия
5.1
Организация участия и проведение крупных ярмарок, приуроченных к историко-культурным событиям, мероприятий событийного туризма (фестивалей, праздников, реконструкции значимых событий) конференций, пресс-туров, выставок и иных мероприятий туристской направленности
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района




5.2
Фестиваль-ярмарка "Открой сердце миру" (Всемирный день туризма)
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
60,0
20,0
20,0
20,0
5.5
Традиционный фестиваль семейной рыбалки "Три крючка"
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
60,0
20,0
20,0
20,0
5.6
Организация мероприятий социального туризма (походов выходного дня, пешеходных экскурсий)
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
0,0
0,0
0,0
0,0
5.7
Организация и проведение массовых мероприятий активного туризма на территории области (туриады, туристские походы)
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры, туризма администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
0,0
0,0
0,0
0,0
5.8
Организация и проведение фестиваля активного отдыха "Зимняя Межура"
2014 - 2016 гг.
Отдел культуры администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"
Средства бюджета муниципального района
30,0
10,0
10,0
10,0

ИТОГО п. 5



150,0
50,0
50,0
50,0
Всего по Программе
Федеральный бюджет <*>
0,0
0,0
0,0
0,0
Областной бюджет <**>
0,0
0,0
0,0
0,0
Средства бюджета муниципального района
600,0
200,0
200,0
200,0
Внебюджетные источники <***>
224599,654
20000,0
184599,654
20000,0
Всего
226759,654
20200,0
185799,654
20220,0

--------------------------------
<*> Финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется по федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)".
<**> Финансирование за счет средств областного бюджета осуществляется по долгосрочной целевой "Развитие внутреннего и въездного туризм на территории Калужской области на 2011 - 2016 годы".
<***> Объемы финансовых средств, привлекаемых на реализацию Программы из внебюджетных источников, определяются на основе соглашений.


------------------------------------------------------------------